Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Проблемы исторической поэтики » выпуск 14, 2016

Любовь Алексеева
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ В ПОЭТИКЕ ПОВЕСТИ П. И. МЕЛЬНИКОВА-ПЕЧЕРСКОГО «ГРИША»

Любовь Викторовна Алексеева
Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация)
lempi@mail.ru

На примере повести «Гриша» (1861) П. И. Мельникова-Печерского художественная деталь рассматривается в статье как важнейший структурообразующий элемент поэтики одного из ранних его художественных сочинений. Отмечается то, что основные принципы литературного творчества Мельникова-Печерского сложились под влиянием его многолетней служебной деятельности, связанной с изучением старообрядчества, его истории, и в значительной степени под влиянием В. Даля. Конкретные примеры из повести демонстрируют то, что художественная деталь в тексте Мельникова-Печерского, основанном на самобытном, старообрядческом, материале, имеет особую содержательную нагрузку, несет смыслоразличительную функцию. Автор статьи выделяет культурно-бытовые детали как основные в повести Мельникова-Печерского. В статье наглядно показано, что отсутствие подробных, развернутых описаний старообрядческого быта компенсируется в повести точно подобранными художественными деталями, дающими представление о предмете (явлении, образе) в целом, или, наоборот, что примечательно для повести Мельникова-Печерского, емкой характеристикой целого, на основе которой можно восстановить, обладая необходимыми знаниями, множество подробностей, деталей описываемого предмета.

 

Lyubov’ V. Alekseeva
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
lempi@mail.ru

 

AN ARTISTIC DETAIL IN THE POETICS OF P. I. MELNIKOV-PECHERSKY′S STORY “GRISHA”

The article considers an artistic detail as the most important structureforming element of the poetics of one of the early literary works of P. I. MelnikovPechersky by the example of his story “Grisha” (1861). The fact that the basic principles of literary creativity of Melnikov-Pechersky were developed under the influence of his long-term office activity connected with studying of Old Belief and its history, and substantially under the influence of V. Dahl, is noted in the article. Certain examples from the story show that the artistic detail in the text of Melnikov-Pechersky based on authentic Old Belief materials has a special substantial meaning and carries a semantic distinguishing function. The author of article emphasises the priority of cultural and household details in Melnikov-Pechersky’s story. The article demonstrates that lack of the detailed, enlarged descriptions of Old Belief life is compensated in the story by precisely chosen artistic details giving an idea of the subject (phenomenon or image) in general. Moreover, it is remarkable for Melnikov-Pechersky’s story that the clear characteristic of the whole (subject, phenomenon or image) gives a chance to restore, taking into consideration the knowledge we have, lots of details of the described subject.



Другие статьи автора: Алексеева Любовь

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020п№1, 2021п№2, 2021про№3, 2021пип№4, 2021№2, 2020№1, 2020выпуск 17, том 4, 2019№2, 2019№3, 2019№4, 2019№1, 2019№3, том 16, 2018№ 2, том 16, 2018выпуск 16, том 1, 2018выпуск 15, том 2, 2017выпуск 15, т. 3, 2017выпуск 15, т. 4, 2017выпуск 15, 2017выпуск 14, 2016выпуск 13, 2015выпуск 12, 2014выпуск 11, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба