Журнальный клуб Интелрос » Проблемы исторической поэтики » выпуск 14, 2016
Оксана Александровна Сосновская
Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация)
sosna2679@yandex.ru
И. С. Шмелев начинал свой путь в литературе как детский писатель. Первые художественные опыты печатал в таких изданиях для юношества, как «Родник» и «Юная Россия». Аналитическим материалом для статьи послужили малоизученные ранние произведения писателя для детей и юношества, опубликованные в 1906—1910 годах. Сюжетные мотивы ранней прозы Шмелева зачастую повторяются, перекликаются друг с другом. Среди них основным является мотив «заветной встречи» ребенка со взрослым, становящимся для него наставником. В образах взрослых, помощников детей в выборе ими жизненного пути, выявляются черты самого главного наставнического образа в творчестве Шмелева — наставника духовного — плотника Горкина из поэмы «Лето Господне». Мотив служения людям, сопряженный с мотивом самопожертвования, — также один из ключевых в произведениях Шмелева 1906—1910 годов. Значимым образом ранней прозы писателя является образ книги, неоднократно встречающийся на страницах произведений для детей. Читающий человек изображается носителем высокой духовной культуры, передающим ее другим. Одно из характерных метафорических значений заключается в сравнении книги с самой жизнью, поэтому дорогие сердцу героев детские воспоминания неоднократно именуются писателем «светлыми страницами». Наиболее важными чертами художественного мира детства являются чуткость, способность детей ко внутреннему, духовному зрению, сердечная простота, чистота. Освещение сложного и многогранного процесса формирования человеческой души, поисков смысла, постижение законов жизни, соотношения в ней добра и зла с позиций духовности прослеживается даже в самых ранних произведениях Шмелева, что делает писателя одним из родоначальников традиции духовного осмысления детства.
Oksana A. Sosnovskaya
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
sosna2679@yandex.ru
FROM “LIGHT OF KNOWLEDGE” TO “LIGHT OF NOUS”:
THE IMAGE OF CHILDHOOD IN PROSE OF IVAN SHMELEV IN 1906–1910
I. Shmelev began his literary career as a children’s writer. His first literary works were published in such editions for young people as “Spring” and “Young Russia”. The poorly studied writer’s early works for children and the youth, published in 1906–1910 became analytical material for the article. The story line motifs in Shmelev’s early prose are often repeated, aligned with each other. Among these recurring motifs, the basic one is the motif of a “cherished meeting” between a child and an adult who becomes the mentor for the former. The images of the adults helping children decide on their path of life, reveal the features of the essential image of a mentor and nurse of souls in Shmelev’s works, embodied in the image of the carpenter Gorkin in the novel “Summer of the Lord”. The motif of being of service to people, along with the motif of self-sacrifice, is the keynote of his works of 1906–1910. One of the main images of the writer’s early prose is the image of the book. A reader is portrayed as a carrier of high intellectual culture transmitting it to others. The semantics of the image is varied. One of the characteristic metaphorical meanings is comparison of the book with life itself. That is why the writer often calls precious childhood memories of the heroes “bright pages”. Empathy, the ability of internal, spiritual sight, simple cordiality, purity are the important features of the artistic world of childhood. Highlighting a complex and multifaceted process of formation of the human soul, searching for meaning, comprehension of the laws of life, the ratio of good and evil from the standpoint of spirituality, can be traced even in the early works of Shmelev that makes the writer one of the founders of the tradition of spiritual understanding of childhood.