Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Проблемы исторической поэтики » выпуск 15, 2017

Юлия Вуколина
О ПОЭТИКЕ ЗАГЛАВИЯ РАССКАЗА И. С. ШМЕЛЕВА «ЛИК СКРЫТЫЙ»

магистрант, Петрозаводский государственный университет,
(Петрозаводск, Российская Федерация),
altiavestrit@mail.ru

Статья посвящена поэтике заглавия рассказа И. С. Шмелева «Лик скрытый». Анализируются идейно-тематические аспекты заглавия, раскрывающие художественную структуру данного произведения. Рассказ получил название «Лик скрытый» во второй, финальной, машинописной редакции (в ранней редакции он озаглавлен «Отпуск»). Писатель делает акцент на внутреннем, коренном переломе в сознании главного героя, а не на внешних событиях. Эта интенция реализуется в идейной структуре художественных образов: автор излагает философию героев по принципу «тезис—антитезис—синтез». Однако присутствует и четвертая точка зрения, стоящая над остальными и находящаяся вне этой системы имманентных отношений и теоретических суждений персонажей, — православная. В тексте выявляются несколько семантических уровней образной системы рассказа, которые актуализируются в концептах «лик», «лицо», «личина». Лик скрытый — не что иное, как образ Божий, заключенный в каждом человеке, его истинная, изначальная суть. Таким образом, в заглавии рассказа раскрывается авторская целеустановка Шмелева.

 

Yuliya K. Vukolina
Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
altiavestrit@mail.ru

ON THE POETICS OF THE TITLE OF I. S. SHMELEV’S STORY “THE HIDDEN FACE”

The article is dedicated to the poetics of Shmelev’s story’s title “The Hidden Face”. The ideological and thematic aspects of the title, that develop story’s fiction structure of the writing are exposed to analysis. The story got its final title in the last, second, manuscript edition (its previous title was “Furlough”). The writer accentuates the character’s inner, radical crisis of consciousness, rather than external events. This intention manifests itself in the ideological structure of artistic images: the characters’ philosophy is based on the principle “thesis — antithesis — synthesis”. However, there is another viewpoint, that prevails over others and comes out of this system of immanent relations and theoretical judgments of the characters — the Orthodox one. In the text there are several semantic levels of an image system of the story that are kept current in the concepts of “holy face”, “face” and “mask”. The Hidden Face is nothing more than God’s image, contained in every human being, in other words, his true, original nature. Thus, in the title of the story the author’s idea of Shmelev is revealed.



Другие статьи автора: Вуколина Юлия

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020п№1, 2021п№2, 2021про№3, 2021№2, 2020№1, 2020выпуск 17, том 4, 2019№2, 2019№3, 2019№4, 2019№1, 2019№3, том 16, 2018№ 2, том 16, 2018выпуск 16, том 1, 2018выпуск 15, том 2, 2017выпуск 15, т. 3, 2017выпуск 15, т. 4, 2017выпуск 15, 2017выпуск 14, 2016выпуск 13, 2015выпуск 12, 2014выпуск 11, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба