Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Проблемы исторической поэтики » выпуск 15, 2017

Валентина Габдуллина, Евгения Изранова
БИБЛЕЙСКАЯ СИМВОЛИКА В ПОВЕСТИ В. Я. ШИШКОВА «СТРАННИКИ»

Валентина Габдуллина
доктор филологических наук,
профессор кафедры литературы,
Алтайский государственный педагогический университет,
(Барнаул, Российская Федерация),
vigv@mail.ru

 

Евгения Изранова
магистрант, Алтайский государственный
педагогический университет,
(Барнаул, Российская Федерация),
argentum91@gmail.com

В статье представлен опыт реинтерпретации повести В. Я. Шишкова как явления «духовного реализма», с точки зрения выявления роли и функций в ее художественной системе библейской символики и образности. Библейская символика пронизывает все повествование, проявляясь как на уровне семантики названия и образной системы, так и в трехчастном композиционном строе повести, передающем логику авторского замысла — движение героев от тьмы преисподней к свету. Жизнь беспризорников изображается автором как «кромешный мир», «антимир», в котором искаженными оказываются все онтологически значимые для человека понятия. Идея соборности подменяется воровским братством, жизнь беспризорников под перевернутой баржей оборачивается безобразной пародией на монастырскую жизнь. Место Богородицы в этом мире занимает девочка-блудница Машка по прозвищу Майский Цветок. В сюжете повести параллельно разворачиваются мотивы Апокалипсиса (гибели старого мира) и мотив блудного сына в жизненных историях героев повествования, переживающих процесс преображения. Интерпретация библейской символики, которой насыщена повесть Шишкова «Странники», вносит новые, не прочитанные до сих пор литературоведением смыслы, заключающиеся в содержании этого произведения.

 

Valentina I. Gabdullina
Altai State Pedagogical University
(Barnaul, Russian Federation)
vigv@mail.ru

 

Evgeniya V. Izranova
Altai State Pedagogical University
(Barnaul, Russian Federation)
argentum91@gmail.com

BIBLICAL SYMBOLISM IN THE NOVEL “THE WANDERERS” BY V. Y. SHISHKOV

 The article presents the experience of reinterpretation of the novel of V. Y. Shishkov as the phenomenon of “spiritual realism”, from the point of view of identifying the role and functions of biblical symbolism and imagery in its artistic system. Biblical symbolism pervades the narration, manifesting itself both at the level of the semantics of names and imagery, and in a threepart compositional structure of the novel that conveys the author’s idea — the movement of the characters from the darkness of the underworld to the light. Life of the homeless children is depicted by the author as the “dark world”, “antiworld”, which disfigures all the concepts ontologically important for Man. The idea of spiritual commonality is replaced by the thieves brotherhood, the life of street children under the inverted barge turns into a hideous parody of monastic life, the place of the Virgin in this world is given to a prostitute girl Mashka nicknamed May Flower. In the plot of the story the motifs of the Apocalypse (destruction of the old world) and of the prodigal son in the heroes’ life stories who undergo transformations take place in parallel. The interpretation of biblical symbols, which saturated Shishkov’s novel “The Wanderers” brings new connotations, still unrevealed in literature studies, that reside in the content of this work.



Архив журнала
№3, 2020№4, 2020п№1, 2021п№2, 2021про№3, 2021пип№4, 2021№2, 2020№1, 2020выпуск 17, том 4, 2019№2, 2019№3, 2019№4, 2019№1, 2019№3, том 16, 2018№ 2, том 16, 2018выпуск 16, том 1, 2018выпуск 15, том 2, 2017выпуск 15, т. 3, 2017выпуск 15, т. 4, 2017выпуск 15, 2017выпуск 14, 2016выпуск 13, 2015выпуск 12, 2014выпуск 11, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба