Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Проблемы исторической поэтики » выпуск 15, том 2, 2017

Елена Белоусова
ПОЭТИКА ПОВЕСТИ Н. Н. ТОЛСТОГО «ПЛАСТУН»

старший научный сотрудник,
Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»,
(Ясная Поляна, Тульская обл., Российская Федерация),
helenyaspol@yandex.ru

 

В статье анализируется центральная проблематика повести старшего брата Льва Николаевича Толстого — Николая Николаевича Толстого — «Пластун»: судьба человека, украденного в детстве во время Кавказской войны и всю жизнь прожившего в плену. В центре повествования конкретный человек и в то же время обобщенный образ — на это указывает отсутствие у героя имени. Разные эпохи его жизни — от детства до зрелости — отмечены соответствующими прозвищами. Запорожец, заметивший в слушателе его истории — Н. Н. Толстом — сочувствие и интерес к его жизни, рассказывает ему о своем детстве и отрочестве. В детстве называли его Зайчиком. Повзрослев, он стал опытным охотником и знатоком повадок животных, за что был «переименован» в Волковоя. Повесть насыщена философскими и нравственно-психологическими символами и олицетворениями, опирающимися на Священное Писание и святоотеческое Предание. Особенно много их в «детско-отроческой» части рассказа Запорожца: в то время его чистая душа ощущала присутствие Бога и обретала потребность в молитве. Важную роль в художественном мире повести играют образы-символы: поющий соловей, птицы, люди-мыши, «стеклянное» море, рыбы и дворцы из сна Зайчи. 

 

 

Elena V. Belousova
Yasnaya Polyana Museum-Estate of Leo Tolstoy
(Yasnaya Polyana, Tula region, Russian Federation)
helenyaspol@yandex.ru

THE POETICS OF N. N. TOLSTOY’S LONG SHORT STORY “PLASTUN”

TThe article presents the analysis of the main problems of the long short story “Plastun” by Nikolay Tolstoy (the elder brother of Leo Tolstoy), that is the life of a man kidnapped during the Caucasus War and forced to live all his life in captivity. In the centre of narration there is a real man though described as a generalized character as far as he does not have a personal name. Different periods of his life are marked by certain nicknames, such as Zaychik-Volkovoy- Zaporozetz. The main character tells the listener Tolstoy N. N., who shows the interest and compassion to his life, the story of his childhood and youth. As a child his nickname was a Zaychik. As an adult he became an experienced hunter and an expert in animal habits the fact that explains his new nickname – Volkovoy. The composition of the long short story is full of philosophical, psychological and ethic symbols and personifications, based on Sacred Writings and the Patristic Tradition. The childhood-youth part of the short story is particularly symbolic as then the virgin soul of the hero felt the presence of God and strived to pray. The images-symbols play an important role in the artistic world of the short story: a singing nightingale, birds, men-mice, the “glass” sea, fish and palaces in the Zaychik’s dreams.



Другие статьи автора: Белоусова Елена

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020п№1, 2021п№2, 2021про№3, 2021пип№4, 2021№2, 2020№1, 2020выпуск 17, том 4, 2019№2, 2019№3, 2019№4, 2019№1, 2019№3, том 16, 2018№ 2, том 16, 2018выпуск 16, том 1, 2018выпуск 15, том 2, 2017выпуск 15, т. 3, 2017выпуск 15, т. 4, 2017выпуск 15, 2017выпуск 14, 2016выпуск 13, 2015выпуск 12, 2014выпуск 11, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба