Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Quaestio Rossica » ку№2, 2021

Lev Zaks
Культуроцентристская парадигма в современном искусстве

Lev Zaks
доктор философских наук, заведующий кафедрой истории философии,
философской антропологии, эстетики и теории культуры,
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;
ректор, Гуманитарный университет.
620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.
620049, Россия, Екатеринбург, ул. Студенческая, 19
 ORCID 0000-0003-1219-3404
rector@guniver.ru

Представлено объяснение общих особенностей современного искусства, его радикальной новизны. Признавая значение постмодернизма как маркера границы культурных эпох, невозможно свести к нему особенности новейшего искусства или объяснить его через основания постмодернизма. Постмодернизм по-своему подводит итог большому прошлому истории человечества, современное искусство выражает тенденции его развития, движения к будущему. На нескольких примерах показано новое содержание современного искусства – его обращенность к репрезентации и освоению многообразных явлений культуры как самостоятельной самодостаточной специфической реальности. Универсальность и растущий масштаб сосредоточенности новейшего искусства на феноменах культуры заставляют связывать его появление и особенности с радикальной социокультурной эволюцией современности. Сущность этого набирающего темпы и масштабы процесса заключается в качественном росте продуктивных природопреобразовательных и социально-организующих, материальных, информационных и духовных способностей культуры как специфического и универсального для человеческих обществ и индивидов способа существования и развития и как особого («надприродного») мира. Масштаб влияния культуры на жизнь современного человечества и каждого человека, зримые перспективы ее грядущего прогресса таковы, что превращают культуру из «второй природы» в природу первую – главное определяющее начало жизни. Этот объективный процесс обусловливает качественное изменение всего культурного сознания, прежде всего художественного. Это выражается в рождении, утверждении и развитии в искусстве рядом с существующей тысячелетия, «запрограммированной» на репрезентацию природы и жизнь людей натуроцентристской парадигмой новой культуроцентристской парадигмы художественного сознания.

Архив журнала
№3, 2020№4, 2020№5, 2020№1, 2021ку№2, 2021№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019
Поддержите нас
Журналы клуба