Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Quaestio Rossica » №1, 2020

Алексей Вдовин
Современная русская литература в хрестоматиях 1843–1904 годов и литературный канон

Вдовин Алексей Владимирович,
PhD, доцент, Национальный исследо
вательский
университет «Высшая школа экономики».

101000, Россия, Москва,
ул. Мясницкая, 20.

avdovin@hse.ru

 

Исследуются количественный и качественный статус и культурные функции современной литературы в 46 русских хрестоматиях 1843–1904 гг., предназначенных для гимназий и реальных училищ. Актуальность работы обусловлена устаревшим представлением о значении консервативных реформ Д. А. Толстого 1870–1880-х гг. («толстовского классицизма»). Используя генеалогический, институциональный и историко-функциональный методы изучения истории образования, автор исследует функцию и последствия как исключения современной литературы из школьной программы, так и ее присутствия в некоторых хрестоматиях. Феномен классикализации учебных планов после реформы 1871 г. и консервация программы по литературе оказываются не столь однозначными. Запрет на изучение литературы, созданной после 1842 г., и одновременно значительное расширение текстов древнерусской словесности парадоксальным образом привели к сакрализации русской классики и дискредитации многих программных текстов в глазах молодого поколения. В этой ситуации важную роль сыграли учебные хрестоматии – буферная зона между жестко ограниченной программой и современной литературой, какую не дозволялось обсуждать в классе. Количественный и качественный анализ содержания хрестоматий 1843–1904 гг. показал, что с 1860 к 1900 г. доля текстов авторов, опубликованных в течение 20–30 лет до выхода хрестоматии, повысилась с 4 до 35 %. Равным образом с 1861 г. существенно росло число новых пособий на образовательном рынке. Качественный анализ выявляет авторов и тексты, наиболее часто включавшиеся в хрестоматии 1860–1890-х гг. Многие фрагменты часто воспроизводимых произведений к началу 1900–х стали каноническими, заучивались наизусть и, хотя и не могли дать полного представления о целом тексте, выполняли важную культурную функцию, привлекая подростков к современным им текстам и авторам. Оказываясь своего рода буферной зоной между официальной программой, школьным историко-литературным нарративом и актуальным литературным процессом, хрестоматии внесли важный вклад в канонизацию современной литературы в русском обществе XIX в. даже вопреки министерскому запрету ее изучать.



Другие статьи автора: Вдовин Алексей

Архив журнала
№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019
Поддержите нас
Журналы клуба