Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Quaestio Rossica » №4, 2019

Елена Конявская
Древнерусский преподобный при кончине

Исследования танатологических мотивов в литературе, имеющие плодотворные результаты в зарубежной научной традиции, в последние десятилетия стали активно проводиться и российскими учеными. Однако произведения древнерусской литературы до сих пор не подвергались целенаправленному анализу с таких позиций. В статье выявлены и проанализированы тексты в житиях Феодосия Печерского и Авраамия Смоленского, касающиеся представлений наших предков о конце земной жизни и переходе в инобытие. Анализируются повествования о последних днях преподобных, прямые высказывания самих святых и агиографов об этих феноменах и другие сюжеты, связанные с данной проблематикой. Проведено сравнение танатологических мотивов в Житии Феодосия Печерского и в греческих житиях (Житие Саввы Освященного, Житие Евфимия Великого, Житие Антония Великого), на которые мог опираться древнерусский сочинитель. Установлено, что событийная канва византийских житий во многих случаях сходствует с соответствующими текстами Жития Феодосия. Однако рефлексия относительно конца земной жизни и посмертной судьбы души присуща только произведению Нестора. Нет такой рефлексии и в повествовании о преставлении Феодосия в Повести временных лет. В Житии Авраамия Смоленского танатологической тематике отведено немало места в силу того, что она была главной в проповедях самого Авраамия. В результате изучения этих памятников агиографии раннего периода можно заключить, что два исключительно образованных и талантливых древнерусских агиографа Нестор и Ефрем отразили в своих сочинениях мистические устремления эпохи и запечатлели для потомков представления интеллектуальной элиты того времени о тайне перехода человеческой души от земной жизни в иной мир и ожидания Второго пришествия.



Другие статьи автора: Конявская Елена

Архив журнала
№3, 2020№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019
Поддержите нас
Журналы клуба