Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Quaestio Rossica » у№3, 2020

Наталья Парфентьева, Николай Парфентьев
Даная Рембрандта в восприятии российских художников- постмодернистов
Просмотров: 54

Авторы обращаются к работам современных художников, выполненным по мотивам картины Рембрандта «Даная» (1636). Цель исследования – выявить авторские подходы в восприятии рембрандтовского произведения и воплощении хрестоматийного образа в современном искусстве. Картины, представленные на выставке «Памяти шедевра» (Челябинск, 2006), рассматриваются в контексте постмодернистских тенденций. Временные, пространственные, стилистические, культурно-символические пласты в работах на тему «Данаи» не просто соседствуют и взаимодействуют, но и подаются с максимальной долей иронии, что рассматривается в ключе теории симулякров Ж. Бодрийяра и «двойного кодирования» Р. Барта. Художники активно включаются в игровую стихию, что проявляется в деканонизации и фрагментации первоисточника, создании на его основе неожиданных, порой эпатажных комбинаций. Диалог с Рембрандтом включает заимствование первоисточника как в виде его прямого цитирования, так и в иных формах – аллюзии, реминисценции, гротеска. Работы классифицируются по способу применения художниками цитатных формул, содержащих эксплицированную (явную) или имплицитную (неявную) отсылку к произведению-первоисточнику. Современные художники представили «память о Данае» в ностальгической, иронической, игровой, пародийной, протестной интерпретациях. При этом ярко прочитывается игра со стилями ХХ в. – наивным искусством, примитивизмом, минимализмом, экспрессионизмом, символизмом, кубизмом, абстракционизмом, сюрреализмом, супрематизмом и др. В результате рождается мегатекст, в котором канон и традиция взаимодействуют с уникальной формой авторской репрезентации. Несмотря на заданные условия (работы объединены единой темой и единым масштабом), художники продемонстрировали высокую степень свободы, дух творческого состязания, игры в контексте постмодернистского восприятия наследия Рембрандта.



Архив журнала
у№3, 2020ква№2, 2020№1, 2020№4, 2019№3, 2019
Поддержите нас
Журналы клуба