Журнальный клуб Интелрос » RES COGITANS » №4, 2008
С конца 1960-х и до 1987 года Жиль Делез преподавал в университете Венсен (Université Vincennes – Saint-Dénis) (являющегося во многом продуктом волнений 1968-го года и последовавшей за ними реформы образования), известном также как Paris 8. Лекции носили весьма неформальный характер и скоро стали широко известны и за пределами университетских стен. На них приходили те, кто стремился найти новый язык как для философии, так и для искусства или политической практики. Объем курсов, проведенных Делезом, достаточно велик, их тематика охватывает как классические делезовские «историко-философские» фигуры (Спиноза, Кант, Лейбниц), так и вопросы шизоанализа (как периода «Анти-Эдипа», так и «Тысячи плоскостей») и кино. Материалы лекций в расшифрованном виде и в качестве аудиозаписей стали доступны публике (особенно через интернет) еще в 90-х благодаря жене Делеза Фанни Делез (Fanny Deleuze) и известному музыканту, электронщику и гитаристу, Ришару Пинасу (Richard Pinhas). В настоящее время эти курсы и конференции представлены на сайте Webdeleuze[1].
Три предлагаемых перевода лекций ноября-декабря 1971 года содержат достаточно подробное введение в большинство вопросов, определяющих подход шизоанализа. В частности, излагается онтология «потоков», а также намечается критика семиотического и психоаналитических методов работы с желанием. Также задается основная логика связи политики (в том числе монетарной) капитала и работы желающих машин. По сути, эти лекции (а также последовавшие за ними) оказываются моментальным снимком тех идей и дискуссий, которые курсировали в пространстве, сформировавшемся внутри и вокруг Делеза и Феликса Гваттари (с которым Делез познакомился в 1969 году) непосредственно в период выработки основных концептов шизоанализа («Анти-Эдип», манифест шизоанализа, издан в 1972 году). Это позволяет определить концептуальную насыщенность среды, в которой философия свободно вмешивается как в экономические или финансовые теории, так и, например, в гипотезы о структуре примитивных обществ, в конечном счете выстраивая свою собственную, одновременно автономную и незакрытую, незавершенную речь.