Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » RES COGITANS » №8, 2015

Онтология великих вещей
Просмотров: 420

Работа над этим номером альманаха заняла больше трѐх лет. За это время многое изменилось – как в отношении общества к политикам творческого наследия, так и в самих этих политиках. В первую очередь в интеллектуальной среде возобновились под видом острополитических проблем вопросы цензуры, образовательных стратегий (кого из прежних авторов “проходить” в школе, а от кого отказаться), религиозные и псевдорелигиозные споры (это касается расплывчатости понятия “чувств верующих”, которые законодательно закреплены, но нисколько не продумана хоть одна их применимая и общеразделяемая интерпретация). За всем этим стоит желание решить – как быть с тем или иным произведением искусства, культурным событием или случаем, как на него следует реагировать или, напротив, ни в коем случае не следует, к какой категории его причислить (например: политика или искусство) и т.д. Сама необходимость ставить подобные вопросы, забота, движущая ими, исходит из трѐх начал.
По одну сторону – невозможность не реагировать на тревожащее, будоражащее, радующее, возбуждающее, аффектирующее. Его наличие рядом с нами, в нашей среде – своего рода вызов нам, на который – каждый из нас, в одиночестве – не всегда решается найти ответ. Поэтому понятно желание людей воспользоваться уже созданными и отлаженными механизмами перенаправления того, что нас почему-то заботит и волнует (но с чем мы не знаем что делать) в сторону, под рубрику, с которой каждый знаком и легко может в ней освоиться. Но таких механизмов, заданных раз и навсегда, отлаженных и неоспоримых не существует. Одно из направлений работы с творческим наследием – освоение его нами. Когда мы осваиваем его, то многое узнаѐм о себе. Шпенглер заметил, что ни одна сторонняя культура не способна в нетронутом виде перенести к себе достижения иной культуры, если только в ней нет собственных задатков для этого. Кажется, что это правило работает не только между культурами различных “цивилизаций”, но напрямую – здесь и сейчас – между субкультурами, поколениями, отдельными людьми – в пределах одного государства, города, университета.

Архив журнала
№8, 2015№7, 2010№6, 2009№4, 2008
Поддержите нас
Журналы клуба