Журнальный клуб Интелрос » Россия и современный мир » р№1, 2021
Дембински Маттиас
кандидат политологии,
старший научный сотрудник Франкфуртского института
исследования проблем мира и конфликтов,
Германия, Франкфурт-на-Майне.
Е-мail: dembinski@hsfk.de
Полянский Михаил Антонович
аспирант Франкфуртского
университета имени Иоганна Вольфганга Гёте,
научный сотрудник Франкфуртского института
исследования проблем мира и конфликтов,
Германия, Франкфурт-на-Майне.
Е-mail: polianskii@hsfk.de
Спустя шесть лет после крымского кризиса и последовавшей за ним фазы конфронтационного размежевания мы становимся свидетелями первых признаков смягчения изначально непримиримых позиций конфликтующих сторон. Участники противостояния все более понимают, что в настоящее время выбранные подходы не приносят конкретных результатов. Страны Запада предприняли первый шаг на пути к купированию противоречий летом 2019 г., когда в ПАСЕ было принято решение восстановить в правах российскую парламентскую делегацию. Тем не менее, как показывает история, этапы сближения между Россией и ее западными партнерами нередко сменялись периодами конфронтации, что побуждает к особой осторожности в разработке дальнейших шагов по налаживанию отношений. Учитывая эту динамику, в данной статье мы развиваем концепцию диссоциации, которая позволяет взглянуть на кризис отношений между странами Запада и России с иной точки зрения, а также предлагаем другой путь его разрешения. По сути, предложенная модель описывает, каким образом неудачный эксперимент интеграции России в общеевропейскую систему безопасности, основы которой были заложены в начале 1990-х годов, привел к резкому росту напряженности в отношениях между двумя сторонами. В то же время модель предусматривает возможность снижения конфликтности в отношениях между странами в случае полного завершения диссоциации. Отталкиваясь от этого предположения, в работе анализируется, как достигнутое в последние годы де-факто состояние размежевания может быть использовано для поддержания устойчивости двух- и многосторонних отношений на менее плотном нормативном и институциональном фундаменте.