Журнальный клуб Интелрос » Сравнительная политика » №2, 2020
Валентина Вильевна Кузнецова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
Москва, Россия
Ольга Анатольевна Машкина
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
Москва, Россия
Конкурентоспособность страны в современном мире в большой степени зависит от способности национальной системы образования обеспечить подготовку профессиональной элиты, вовлечь в процесс непрерывного обучения широкие слои общества и создать условия для удовлетворения различных культурных и социально-экономических потребностей населения. Доминирующая в последние годы национальная идея − возрождение великого Китая − в недавних партийных и правительственных документах дополняется новым контентом − «создание державы с сильным образованием». Образование в стратегии развития Китая приобретает приоритетное значение как фактор поддержания социальной стабильности и внутренней межнациональной интеграции и одновременно как двигатель инновационного развития. Китай, в отличие от многих стран, проводящих социально-экономическую модернизацию, последовательно и неуклонно решает задачу превращения «вызова» большого населения из тормоза в стимул развития и дает убедительный пример того, каким образом можно повысить человеческий потенциал в стране, где еще 30 лет назад царила неграмотность и бедность. Китайская система высшего образования не только демонстрирует способность конкурировать с ведущими университетами мира, но и активно продвигает свои технологии, стандарты и ценности в глобальном образовательном пространстве, в первую очередь, усиливая свое влияние на страны, входящие в зону интереса проекта «Один пояс, один путь».