Журнальный клуб Интелрос » Сравнительная политика » №4, 2018
Сибирский федеральный университет,
Красноярск, Россия
Статья посвящена проблемам советской политики по «Конфликту на КВЖД» во второй половине 1920-х гг. В политической истории советско-китайских отношений были «Конфликт на КВЖД 1926 г.» и «Конфликта на КВЖД 1929 г.». Первый «Конфликт на КВЖД», совпал и был связан с переломным событием в истории правящей в СССР партии большевиков. Вэтомгоду был изгнан изПолитбюроЦКВКП(б) Л.Д. Троцкий и ряд других лидеров партии, вся власть оказалась в руках одного лидера – И.В. Сталина. Второй «Конфликт на КВЖД» совпал и был связан с переломным событием в истории российского государства – установлением тоталитарной модели политико-экономического управления. В статье, написанной на основе опубликованных и не публиковавшихся ранее документах, восстанавливается ход событий советской политики в отношении КВЖД и реконструируются причинно-следственные взаимосвязи событий двух «конфликтов на КВЖД». Совместное управление КВЖД во второй половине 1920-х гг. несло в себе комплекс внутренних экономических и политических противоречий. При сравнении двух «конфликтов на КВЖД» видно, что в начале 1926 г. советская элита была способна проводить более гибкую политику, корректировать политический курс, идти на компромиссы. В 1929 г. такая способность была в значительной мере утрачена, и советская политика все больше стала опираться на силовые методы достижения целей.