Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2013

Деменчонок Э.В.
Встречи на XXIII Всемирном философском конгрессе и философская солидарность

Говоря о XXIII Всемирном философском конгрессе (Афины, 4–10 августа 2013 г.), прежде всего, хочется сказать «спасибо» его организаторам, в первую очередь Президенту Конгресса У. Л. МкБрайту, а также его участникам из разных стран за радость философского общения.

Всемирные философское конгрессы – это всегда событие. Это особый жанр: суть этих экуменических по масштабу встреч не только и не столько в содержании докладов, сколько в самой возможности встреч и личного общения философов разных стран. Это позволяет лучше понять суть вопросов, над которыми бьётся философская мысль, и общность проблем, с которыми каждый из нас сталкивается, «делая философию» в современном мире.

Несколько слов о том, что мне больше всего понравилось и запомнилось, помимо праздничной церемонии открытия: пленарное заседание Философия и общественная жизнь; сессии по гуманитарным наукам, межкультурной философии, правам человека и космополитизму; круглые столы российских и латиноамериканских философов.

Особенно приятным было общение с коллегами из Института философии РАН. Работы российских философов отличаются не только высоким профессионализмом и культурным кругозором, но и неподдельным переживанием за происходящее в мире – с человеком, обществом, культурой и природой – что неотделимо от понимания «философии как образа жизни». На конгресс они привезли 21-томную коллекцию «Философия России второй половины ХХ века». На генеральной ассамблее  Российского философского общества, в президиуме которой были В.С. Степин, А.Н. Чумаков, А.А. Гусейнов и В.А. Лекторский, было немало интересных выступлений. Хотелось бы особо отметить выступление М.Ф. Быковой, с ее оценкой состояния преподавания философии в университетах солидаризировались все. Ведь проблемы финансовой обделенности и недооценки культурной и общественной роли философии типичны в той или иной мере для многих стран. Философии не просто в беспределе рыночной экономики и политики власть предержащих (непросвещенными и не умеющими критически мыслить массами проще манипулировать-править). Что же, перед лицом общности проблем и профессионального долга «Философы всех стран – соединяйтесь?».

Доклад А.А. Гусейнова «Философия как этический проект» на пленарном заседании Философия и общественная жизнь был одним из сравнительно немногих непосредственно откликавшихся на тему конгресса о философии как образе жизни. Это доминанта философии с ее этическим ядром-проектом прослеживалась, в тех или иных ее выражениях, от Сократа и стоиков до Канта и вплоть до нашего времени. Такое понимание философии связывалось с ее ролью как критического мышления, что важно для трезвой оценки стереотипов современного образа жизни с его прекосом к консюмеризму, в ущерб внутреннему морально-духовному измерению человеческой жизни. Критическая роль философии как само-рефлексии помогает ее собственному обновлению. В ответ на известную неудовлетворенность сциентизмом А.А. Гусейнов обозначил перспективу переориентации философии на решение главной проблемы – поиска рационального обоснования путей к моральному совершенствованию личности и достойному человеческому существованию. Примечательно, что эту переориентацию он связал с нравственной философией М.М. Бахтина, по выражению которого «Не содержание обязательства меня обязывает, а моя подпись под ним». Отрадно было слышать в докладе новое прочтение бахтинской работы «К философии поступка», эксплицирующее ее методологический потенциал и глубокий смысл для нравственной философии. Речь идет о личности, воплощенной в поступке. Только личность в конкретной единственности своего бытия может знать, как она должна поступать, и несет свои нормы в себе. При этом разумной поступающей личности требуется обязывающая универсальность нравственного взгляда на мир. Таким образом, центральная проблема современной этики о соединении закона и поступка решается, исходя из поступка. Поступок должен обрести единство, в котором ответственность за его содержание должна быть «приобщенным моментом единой и единственной нравственной ответственности». В целом, выдвижение нравственной ответственности в центр общественной жизни является важнейшей цивилизационной задачей нашего времени.

Во взаимозависимом мире от глобальных проблем никуда не деться. В отличие от близоруких политиков и циничных дельцов, философы бьют в набат тревоги за обострение глобальных по масштабу проблем с потенциально катастрофическими последствиями, решение или хотя бы смягчение которых требует совместных усилий мирового сообщества, общечеловеческого сознания и ответственности. В дискуссиях на эту тему доклад А.Н. Чумакова «Глобализация: перспективы и реальности глобального развития» показал растущие противоречия между опасностью целого комплекса глобальных проблем и неспособностью мирового сообщества адекватно реагировать на это. Как он подчеркнул, усилий наднациональных всемирных организаций явно недостаточно, а потому «диалог культур и цивилизаций является единственно возможным путем разрешения этих противоречий конструктивным образом, сочетая общественное развитие на национальных и глобальном уровнях». Из этого следует важность философии, способствующей жизненно необходимому диалогу культур и сотрудничеству народов.

На сессиях по сравнительной и межкультурной философии, координируемых М.Т. Степанянц, участники из многих стран представили целый букет докладов на различные темы и отражающих культурное многообразие философий. Это был пример реального «диалога культур» в лице их носителей.

Э. Дуссель и другие латиноамериканские философы внесли заметный вклад в различные сессии конгресса, в том числе в обсуждение культурной укорененности философий и их диалога. Они провели 11 круглых столов с участием философов из Азии, Африки и Европы на такие темы как «Диалог Север-Юг», «Культура и экологическая ответственности в глобальную эпоху», «Философская терапия для индивидуальных и социальных изменений», «Религия, мессианизм и освобождение» и др.

Довольно оживленной получилась приглашенная сессия «Роль гуманитарных наук в межкультурном диалоге». Доклады М.Н. Эпштейна, Д. Расмуссена, Э. Мендиеты, Р. Пеффера и автора этих строк живо обсуждались и дополнялись выступлениями других участников. На ней незримо присутствовал и М.М. Бахтин, к философскому наследию которого, в частности к работе «К философским основам гуманитарных наук», апеллировали участники дискуссии в поисках ответов на вопросы о будущем гуманитарных наук. Констатируя симптомы кризиса в этой сфере, философы вместе с тем критически отзывались о постмодернистской «дегуманизации». Они подчеркивали необходимость «повернуть человека лицом к себе», обновить и «регуманизировать» гуманитарные науки и активизировать их преобразующий потенциал для личности и культуры.

На сессиях по правам человека внимание уделялось философскому обоснованию концепции «прав человека» как универсальной, но вместе с тем практически осуществляемой в условиях различных политических систем и культур плюралистичного мира. Новую акцентировку получило положение о роли прав человека как универсального критерия для оценки политики любого государства, включая конституционные демократии (где тоже есть свои проблемы с правами личности). Ни одна из реально существующих стран не может претендовать на роль законодателя или «блюстителя» общечеловеческих норм, как то права человека, но каждая из них равно ответственна за безусловное соблюдение этих неотчуждаемых личных прав. В этой связи уместно упомянуть действующую Конституцию Российской Федерации 1993 г., двадцатилетие которой ныне отмечается. В ее тексте формулировки прав человека являются одними из наиболее развитых в мировом гуманитарном праве, а субъективное личное право как безусловная ценность ставится выше любых нормативных требований, исходящих из социальных объединений и властных инстанций. Они ждут своего полного воплощения в жизнь. Сама Конституция явилась серьезным завоеванием российской политической культуры, добытой немалой ценой. Права человека – плод духовных усилий и политических движений, и их защита и воплощение зависят в конечном итоге от самих людей, от каждого из нас.

Тема перспектив мирового сообщества и международного права обсуждалась на сессии по космополитизму в честь Ю. Хабермаса. Хабермас известен своим развитием кантовского проекта космополитического миропорядка как «реалистичной утопии». В своих публикациях он критикует препятствия к его реализации, как то этноцентризм в его националистической и гегемонистской псевдо-универсальной версиях. В докладе «Призыв к конституционализации международного права» Хабермас на примере отношений стран Евросоюза по вопросу выхода из экономического кризиса проанализировал другого рода препятствия: тенденцию к технократизму, который перекладывает бремя кризиса на его обездоленные жертвы, и отсутствие солидарности. Хабермас защищал концепцию солидарности от ее критиков и обосновывал ее место в политическом дискурсе. Понятие «солидарность» не тождественно «справедливости» ни в смысле безусловного морального долга, ни в правовом смысле. Тем не менее, в отличие от «технократической рациональности», солидарность предполагает этические обязательства и схожа с гегелевским понятием «этической жизни» (Sittlichkeit). Солидарность связана с обоюдными ожиданиями взаимообразных действий взаимосвязанных лиц в условиях кризиса. Прагматический же аргумент в пользу солидарности – то, что в долгосрочном плане она взаимовыгодна как для стран получающих помощь, так и для стран-доноров, поскольку предотвращает угрозу распада ЕС и еврозоны. Речь идет о «политической солидарности», в отличие от националистической или групповой солидарности. В противовес экономическому детерминизму – упованию на саморегулирование неолиберальной экономики или страху перед стихией рынка – политическая солидарность требует активного участия граждан в определении политики своих стран и ЕС в целом. Она также направлена на более тесную политическую интеграцию и контроль над экономикой, чтобы установить «демократический баланс между политикой и рынком». Продолжая мысль Хабермаса, можно сказать, что политическая солидарность важна не только в региональном, но и в глобальном масштабе – как альтернатива националистической либо гегемонистской зашоренности, и напоминает людям об этике совместной ответственности за их действия и их последствия для будущего человечества в плюралистичном и глобально взаимозависимом мире.

Встречи на Конгрессе способствовали «философской солидарности». Для его участников – это «праздник, который всегда с тобой». Он вдохновляет тех, кто стремится, чтобы философия была образом жизни.

 

Деменчонок Э.В., доктор философии, проф. Университета Форт Валлей, США, член РФО (Fort Valley, Georgia, USA)

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба