Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2013

Пырин А.Г.
Всемирный День философии в Москве

В этом году Всемирный день философии проходил в представительстве Дагестана при президенте РФ. Это связано с 200-летием присоединения Дагестана с Россией, отмечаемым в 2013 г. Открыл встречу представителей РФО зам. председателя Совета Министров Дагестана А.И. Ермошкин. Он предоставил слово члену правления Всемирного философского форума, к.ф.н. И.И. Кондрашину: «Еще при учреждении ЮНЕСКО в 1946 г. была принята специальная философская программ, главные пункты которой до сих пор остаются актуальными: 1. Содействовать философским исследованиям. 2. Способствовать философскому просвещению. 3. Осуществить организацию интеллектуальных дискуссий и обмен философскими идеями… Давайте вместе вспомним о большом и пока еще слабо используемом научном потенциале философии… Они должны четко фиксироваться и умножаться в сознании каждого из нас как для личного, так и всеобщего блага».

С приветственной речью от МФО выступила профессор Т.В. Кузнецова, которая летом этого года побывала на философском конгрессе, проходившем в оплоте философской идеи в Афинах. Афины – город красоты, искусства и философии и когда мы приехали в этот прекрасный город, нас приветствовали летнее солнце, тёплый воздух, светлый горизонт Аттики, под звуки, напевающих песню жизни цикады. Греческие философы заложили яркий, а главное твёрдый фундамент для создания науки о любви к мудрости. Сократ, Платон, Аристотель, Зенон, Эпикур, Диоген, Прокл – те имена без которых представить развитие философской идеи невозможно.  Ведь  именно в Афинах можно подчерпнуть философское вдохновение, ощутив  и проникнув в истоки самой колыбели философии. Атмосфера конгресса имела поистине греческий характер. К теме 23-го Всемирного философского конгресса был предложен необходимый и даже сейчас крайне актуальный  сократовский вопрос  – «Как же следует жить?». Также Т.В. Кузнецова не могла обойти тему народности, которая естественно напрямую связана с эстетикой Дагестана. Ведь главным промыслом кубачей (одной из народностей Дагестана) является металлообработка. Сами истоки кубачинского наследия уходит в глубокую древность. Это есть синтез крепкого металла и тонкого изысканного восточного узора, и инкрустированных драгоценных камней. Это великолепие – дар парадигмы народности, которая сумела впитать в себя всю красоту природы.

Студент философского ф-та МГУ Дм. Круглых: В контексте быстро развивающейся глобализации, особенную ценность начинают приобретать такие категории как народность и самобытность. Народность – это та эстетическая эмпирия, которая в самом широком контексте даёт нам представление  о культуре того или иного народа в целом. Народная память сохраняет в себе саму онтологическую суть, и посредством эстетического самоосознания раскрывает тот мировоззренческий импульс, зерна которого оно в себе содержит. 

 Для современной глобалистики исторический опыт Дагестана уникален. Дагестанское понятие народности немного отличается: так как проживающие на территории Дагестана многочисленные народы индивидуальны и самодостаточны, но при этом синтез этих культур и народов, приносят огромные плоды.  Одна из  главных отображений формы культуры находит себя именно в языке. Не зря сам Дагестан называют не только страной гор, но и страной языков. Различность в культуре можно определить обилием языков на данной территории. Ведь язык есть голос народа. И Дагестан обладает специфическим многоголосием. Один из главных принципов построения диалогов между культурами – принцип взаимообогащения. 

Д.ф.н., проф. РЭУ им. Г.В. Плеханова Э.В. Баркова: Поздравляю всех присутствующих в Всемирным Днем Философии. Человечество и вся мировая культура сегодня находятся в напряженном поиске самоопределения и осмысления жизнеутверждающих ориентиров. Но новая картина мира не может быть очередным умозрительным проектом: воспроизводя логику объективного развития человечества, эта картина мира может быть, во-первых,  открыта только в ходе философского исследования, а во-вторых, она должна соответствовать требованиям экологии ноосферы, человека и его бытия. Такая новая экофилософская логика рождается в наше время не только в статьях и монографиях, становится предметом мысли на научных конференциях, но, что важнее, она рождается  и проявляется в практике ряда молодежных, научных, художественных, женских движений и проектов, совсем непохожих друг на друга, и пока слабо осваиваемых философией. В этом контексте наши проекты Российского отделения Сократовской философской школы Всемирного Философского Форума и продолжающей работу Малой Платоновской академии – студенческого научного кружка, которым я руковожу, ставят задачи, связанные не просто с пробуждением интереса к философии и чтению первоисточников, но с поиском именно таких «живых ростков» будущего в современной культуре, исследованию и обобщению их опыта, организации встреч.

Д.ф.н., д.э.н., профессор РАНХиГС при Президенте РФ, в.н.с. ИФ РАНБарлыбаев Х.А.Находясь здесь, мы признаемся в любви к Республике Дагестан с ее достойными людьми. Мы часто сотрудничали и являемся добрыми друзьями с Главой Дагестана Р.Г. Абдулатиповым, автором книги «Мой башкирский народ». Дагестан дал миру множество выдающихся личностей, в т.ч. философов А. Гусейнова и М. Билалова. Сегодня меня – башкира – привело сюда преклонение перед Дагестаном. Различаясь этнически, мы все обладаем единым общечеловеческим, европейским, российским менталитетом, воспитаны в русской культуре в синтезе с национальной культурой каждого народа. Проблемы многочисленного государствообразующего русского народа РФ имеют судьбоносное значение для всех российских государствообразующих, коренных народов, и нас глубоко волнует судьба каждого из российских народов и народностей, в т.ч. из Дагестана. Прозвучавшие рассуждения с преувеличением угроз и противоречий в нашей жизни, демонизирующие религию, особенно ислам, представляются несостоятельными. Жизнь итак полна поисков разного рода угроз и конфликтов, а вопросы наших общих целей и интересов остаются за бортом. Существует учебно-научная дисциплина «Конфликтология», а предметов «Кооперациология», «Дружбалогия» – нет. Экономисты превозносят конкуренцию как инструмента успеха в бизнесе, а поиску путей сотрудничества, взаимопомощи и кооперации, способствующих успеху всех и каждого, не уделяют внимания. Много негативных самосбывающихся лозунгов, искусственно возбуждающих конфликты, а единство целей и пути их достижения на основе взаимопонимания и сотрудничества остаются в тени. Утверждения против православия, призывы признать «политический ислам главной угрозой для России»,  кажутся необоснованными. Во-первых, у нас очень много верующих и вряд ли их можно игнорировать. Во-вторых, в истории человечества, искусства и философии роль религии трудно переоценить. В-третьих, если в вопросах интеллекта и истины религия конкурировать с наукой не может, ибо утверждение «истина в Боге» никем не доказано, а утверждения науки признаются истинными только после их доказательства, то, наоборот, в вопросах нравственности наука никак не может соперничать с религией, ибо многие ее достижения не имеют отношения к морали, ведут к бездуховности и интеллектуальному обнищанию, даже угрожают существованию человека. Необходимо найти уважительную форму регулирования взаимоотношений религии, общества и государства, постепенного формирования у людей современного светского самосознания, недопущения мракобесия, излишней клерикализации общественной жизни. Канонический ислам, сложившийся в России за несколько столетий, не имеет никаких перспектив стать «политическим исламом» и угроз не создает. Различные течения, примкнувшие к исламу позже эпохи пророка Мохаммеда, в частности, касающиеся унизительного положения женщины в обществе или его агрессивности и нетерпимости к инакомыслию, отношения к нему не имеют. Они возникли позже в междоусобной борьбе за власть и влияние в обществе по мере социально-политического развития, подобно тому, как возникли сунниты и шииты в исламе, католики, православные и протестанты в христианстве. Многие секты, примкнувшие к этим религиям, не имеют ничего общего с Библией и Кораном. В религии следует разделять «зерна от плевел», разоблачать, что последователи различных поздних сект не знают и не следуют исконному содержанию и смыслу Библии и Корана. Угрозой для России являются алкоголизм, наркомания, эгоистически-разрушительный национализм и олигархи, присвоившие чужую, государственную собственность и вкладывающие деньги не в развитие своей страны, а вывозящее их за рубеж. У нас межэтнических и межрелигиозных противоречий как таковых, в их имманентном, «чистом» виде нет. Такую окраску приобретают противоречия и конфликты, у которых корни имеют сугубо экономический, социальный, политический и морально-нравственный характер.

Председатель Правления Общероссийского Общественного Движения «Женщины во власть», к.мед.н., С.Н. Мурашко: Дорогие друзья, коллеги! Разрешите Вас поздравить с Всемирным днем философии, основной целью нашего движения  является обеспечение равноправного участия женщин в управлении обществом;  объединение женщин для полной реализации конкретных задач во всех областях жизни общества; Пропаганда укрепления роли семьи в деле улучшения положения женщин; Содействие равному доступу женщин к ресурсам, рабочим местам, рынкам и торговле и др. Наше движение объединят разные слои населения, различных профессий и специальностей. Главное условие членства является неравнодушное отношение к будущему России, желание активного претворения в жизнь идеи мира, добра и милосердия. Одна из программ нашего движения «Нравственное возрождение России», также «Семья и дети» и  др..  Не буду у Вас отнимать много времени, так как желающих выступить очень много. Желаю Вам оставаться в поиске, достигать поставленных целей. С Всемирным Днем философии!

 

Пырин А.Г., д.ф.н., проф. МГМУ «МАМИ» (Москва)

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба