Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2013

Королёв А.Д., Павлов С.А.
Семинар по глобалистике, посвященный Всемирному Дню философии

В ноябре состоялось очередное заседание постоянно действующего семинара «Философско-методологические исследования глобалистики». На этот раз заседание было посвящено Всемирному Дню философии. Тема семинара «Англосаксонский менталитет и глобализация». Вёл семинар его сопредседатель, писатель, художник, поэт и философ Александр Васильевич Кацура.

С приветственным словом к участникам обратился организатор Дней философии в Институте философии РАН, председатель Философского общества Института философии РАН С.А. Павлов. Он напомнил, что Всемирный День философии был учрежден ЮНЕСКО в 2002 году. В этом году исполнилось 10 лет как, начиная с 2003 года, в ИФ РАН проводятся симпозиумы, конференции и семинары, посвященные Дню философии. День философии проводится с целью объединить философские знания и дух творчества, обеспечить пропаганду философии как ключевой дисциплины в области гуманитарных наук и важнейшего средства анализа и дискуссии по проблемам общества, человека, этики и ценностей, науки, коммуникации, культуры и образования. Большое внимание уделяется трансдисциплинарному и межкультурному анализу современных проблем, включая процессы глобализации, что является основной тематикой этого семинара. В завершении С.А. Павлов отметил семантическую близость слов «всемирный» и «глобальный».

С докладом выступил Дмитрий Фёдорович Михеев, бывший старший научный сотрудник Гудзоновского института США, проживший в Америке 20 лет. Докладчик подчеркнул, что в бурной дискуссии о глобализации, о её плюсах, минусах и возможных последствиях мы часто упускаем из виду её идеологическую составляющую. Двигателем глобализации являются объективные силы научно-технологического прогресса, однако направление, в котором мир движется, задаётся подводными течениями – соперничающими  идеологиями. Глобализацию не без оснований считают американизацией мира. Действительно, американская экономическая, политическая и военная экспансия сопровождается  культурным империализмом, корни которого уходят в идеологию англосаксонизма.

Автор считает англосаксонизм довольно целостной и внутренне согласованной социально-политической философией, в фундаменте которой лежит система представлений о себе и мире. Это «коллективное бессознательное», как сказал бы Карл Юнг, является «примитивной теорией мира», в основе которой лежат недоказуемые, непроверяемые и, как правило, невербализуемые аксиомы. Д.Ф. Михеев попытался сформулировать и свести воедино главные базовые представления англосаксонизма о человеке, природе, об отношениях между людьми и народами и между человеком и природой. Из этой «примитивной теории мира» вырастает социально-политическая философия, а уже из неё – англосаксонская социо-политико-экономическая модель.

Отличительной особенностью англосаксонского мышления является стремление всё классифицировать, ранжировать и иерархизировать. Индивидуумы, социальные группы, расы, религии, культуры и цивилизации не просто отличаются друг от друга, они классифицируются и ранжируются по степени своей витальности, жизнеспособности и ценности для человечества.

На национальном уровне врождённое неравенство индивидов по физическим качествам, умственным способностям и темпераменту транслируется в естественное имущественное, социальное и политическое неравенство. Предполагается, что в массе своей люди глупы, ленивы, инертны, анархичны и агрессивны. Лишь немногочисленная категория людей одарена особо ценными физическими и умственными качествами. Эти исключительные личности организуют и мотивируют, безжалостно эксплуатируют и временами жертвуют миллионами серых, ничем не примечательных людей во имя счастья и процветания всего общества. Безграничное неравенство, поэтому, не только естественно, именно оно является наиболее могущественным двигателем прогресса. Для осуществления своей благородной миссии элита должна иметь исключительные права и привилегии – как правило, это власть и собственность. Наконец, безграничное социально-имущественное неравенство не только справедливо, но и прекрасно сочетается с демократией, поскольку «массы» заинтересованы, чтобы ими управляли лучшие из лучших.

Социальный дарвинизм так объясняет механику социального отбора в обществе. Жестокая, безжалостная борьба за существование, которая господствует в живой природе, происходит в смягчённом виде и в обществе. В ходе борьбы за ограниченные ресурсы  слабые, неприспособленные погибают, а физически и умственно более сильные выживают и дают потомство. Так природа выращивает более совершенную породу людей. Эта же логика распространяется на расы, народы, религии, культуры и цивилизации. Докладчик назвал эту теорию культурным дарвинизмом.

Глядя на очевидные фенотипические различия народов, на великое разнообразие религий, культур и цивилизаций, европейские мыслители 17-18 веков попытались объяснить происхождение и смысл этого явления. Они стали делить народы земли по расовым признакам и приписывать им разные способности. Из всех теоретиков расизма в 19-м веке англосаксы стали наиболее последовательными. В их представлении война, насилие, террор и пропаганда являются инструментами эволюции, с помощью которых она отбирает наиболее жизнеспособные народы и цивилизации. Генетическое, социальное, культурное и цивилизационное неравенство подразумевает иерархическое мироустройство, право высшей цивилизации на лидерство и привилегии. Эта так же естественно и справедливо, как и иерархическая модель общества.

Американские англосаксы не только ввели официальную классификацию людей по расовым признакам, но и расовую иерархию человечества. Народы северной Европы занимали высшую ступень расово-культурной иерархии, ниже были народы юга Европы, ещё ниже «промежуточные» расовые группы, затем азиаты, а на самом дне – африканцы. Англосаксонская теория расовой иерархии, модифицированная, чтобы включить всех белых, прочно укоренилась в сознании и подсознании человечества. В целом, чем белее кожа группы, тем её представители считаются красивее, энергичнее, талантливее, упорнее и свободолюбивее. Даже такие качества как трудолюбие, свободолюбие и законопослушание, определяющие цивилизованный потенциал группы, говоря современным языком, закодированы в ДНК. Сегодня «неправительственные» организации составляют рейтинги всех стран по качеству жизни,  уровню демократии и соблюдению прав человека,  уровню коррупции, качеству человеческого капитала, экологии, инвестиционному климату и т.д. Верхние места в этих таблицах неизменно занимают северо-европейские страны. Эти рейтинги  доказывают, что неслучайно самыми «продвинутыми», благополучными, демократическими и морально-этическими являются европейцы, а среди них именно нордические народы.

В мире насчитывается примерно 30000 религиозных верований, которые англосаксы также ранжируют по шкале от абсурдных до единственно верной. На вершине иерархии находятся три монотеистические религии, из которых истинной является Христианство. Из всех христианских верований самой истинной является протестантизм, а самой чистой, самой моральной  ветвью протестантизма является его самая ортодоксальная секта – пуританизм (или его современная форма евангелизм). Четыреста лет назад пуритане объявили себя избранниками Бога, которым он доверил миссию морального очищения человечества. Они поселились в Новом Свете с целью создать идеальное теократическое государство и с его помощью преобразовать мир. Все американские президенты, в том числе и Барак Обама, настаивают на том, что на Соединённые Штаты возложена священная миссия по переустройству мира, и прилагают огромные усилия для её осуществления. Тот факт, что, за исключением единственного раза американцы всегда избирали в президенты только протестантов, является свидетельством того, что религиозная иерархия прочно укоренилась в их сознании.

В заключении докладчик сказал, что – с точки зрения англосаксонизма – англосаксонская ветвь арийской расы в беспощадной эволюционной борьбе доказала своё превосходство. Именно она создала наиболее жизнеспособную цивилизацию – особую, истинную форму христианства, наиболее эффективную экономическую и социально-политическую модель общественного устройства. Сэмюэл Хантигтон так объясняет исключительность и превосходство англо-протестантской культуры: её «традиции и ценности являются источником свободы, единства, мощи, процветания и морального лидерства в борьбе за торжество добра во всём мире». Человечеству остаётся только принять эту социально-политическую философию,  вытекающую из неё социально-экономическую модель и иерархическую структуру мирового порядка. Только в этом случае, как считают англосаксы, на нашей раздираемой противоречиями планете может наступить мир, стабильность и процветание.

Эта точка зрения, подчеркнул докладчик, требует внимания и серьёзного критического разбора. Он ответил на многочисленные вопросы слушателей. Отметим, что мнение докладчика не обязательно совпадает с точкой зрения редколлегии Вестника РФО.

 

Королёв А.Д., к.ф.н. (Москва)

Павлов С.А., к.ф.н., председ. ФО ИФ РАН (Москва)

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба