Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2013

Быданов В.Е.
Актуальные вопросы преподавания философии в современном вузе

В рамках дней Философии в Петербурге 22 ноября 2013 г., организованных Петербургским философским обществом, в Санкт-Петербургском государственном технологическом институте (техническом университете) на факультете экономики и менеджмента прошла научно-практическая конференция и круглый стол на тему «Преподавание философии в уровневой системе ФГОС ВПО». Инициатором проведения конференции и круглого стола перед философским обществом Санкт-Петербурга выступила кафедра философии ФЭМ СПбГТИ(ТУ). Председателями конференции и руководителями круглого стола были: заведующий кафедрой философии ФЭМ СПбГТИ(ТУ) к.ф.н., доц. Виктор Евгеньевич Быданов, и профессор кафедры онтологии и теории познания СПбГУ, д.ф.н. Сергей Витальевич Никоненко.

Главными целями конференции и круглого стола являлось всестороннее обсуждение актуальных вопросов преподавания философии в уровневой системе ФГОС ВПО и изменений, связанных с проектом ФГОС 3+, а также места и роли предмета философии в современной системе высшего образования России. Особое место было уделено проблемам дидактики и методики преподавания философии в современных условиях. Обсуждались структуры современных программ по философии, их содержание, специфика преподавания в технических и гуманитарных вузах России. Также широкое обсуждение получили вопросы инновационного методического обеспечения, ориентированного на студентов непрофильных вузов, применения интерактивных форм обучения философии, формирования системы мотиваций у студентов к изучению философии. Особенно активное обсуждение получили противоречивые проблемы преподавания философии с позиций студентоцентрированного обучения и компетентностного подхода. Предметом специального рассмотрения стали вопросы подготовки аспирантов и магистрантов по курсам «История и философия науки», «Философские проблемы науки и техники», «Философские проблемы естествознания», их цели, место, содержание и роль в системе подготовки данных специалистов. Обсуждение данных проблем отечественной высшей школы шло в контексте современных мировых тенденций преподавания философии в вузах.

Особе внимание было уделено проблемам и специфике преподавания философии в технических вузах. Данная тема рассматривалась в традиционном контексте взаимодействия гуманитарных и естественно-технических наук. В современном мире существует настоятельная потребность во взаимодействии естественнонаучного и гуманитарного знания для создания культурной целостности. В отечественной литературе данную проблему часто отождествляют с проблемой гуманизации и гуманитаризации образования. Гуманизация, касаясь всей образовательной системы, означает, что образование должно повернуться к человеку, его ценностям; процесс же гуманитаризации является лишь одним из её механизмов. Таким образом, гуманизация затрагивает всё содержание современного образования. Общество программирует своё будущее через систему образования. Этому были посвящены выступления к.ф.н. В.Е. Быданова «Философия в интеллектуальном пространстве современного вуза» (СПбГТИ(ТУ)), д.ф.н. С.А. Воробьёвой «Компетентностный подход и развитие творческого характера преподавания философии в вузе» (Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия), к.ф.н. М.Я. Мацевич и ст. пр. И.Я. Мацевич «Постнетрадиционные технологии в рамках философского образования» (Белорусский государственный университет), д.ф.н. С.В. Борисова «Преподавание философии в системе ФГОС ВПО: методологические особенности проектирования курса» (Челябинский государственный педагогический университет), д.ф.н. С.В. Никоненко «Современные проблемы философского образования» (СПбГУ), к.ф.н. Н.А. Селиверстовой «Смена образовательных парадигм: проблема преемственности» (СПбГТИ(ТУ), к.ф.н. Г.В. Иойлевой «Философия и сознание как неординарные явления» (Северный (Арктический) Федеральный Университет им. В.М. Ломоносова), д.ф.н. Н.К. Оконской «Компетентностный подход в уровневой системе ФГОС ВПО, его сильные стороны» (Пермский национальный исследовательский политехнический университет) и др.

При анализе учебного процесса в технических вузах, ориентированного на гуманитаризацию технического образования, участники конференции отмечали главнейшую отличительную особенность гуманитарного образования студентов, которую нельзя назвать ни специализацией, ни специальностью по типу выпускающих кафедр. Гуманитаризация технического образования в вузе не связана с будущей профессией, но по своей значимости для формирования специалиста с высшим образованием, для становления личности она в ряде случаев может оказаться даже более значимой, чем подготовка собственно по основной специальности. Понятие «гуманитаризация» неразрывно связано с понятием «культура».

Гуманитарное знание, основу которого составляет философское знание – это способ осмысления человеком и обществом своих собственных проблем, и такого рода знание наличествовало на протяжении всей истории цивилизации. Оно определяло принципы, посредством которых осуществлялось обращение к реальности человеческой жизни.

На круглом столе, в котором приняли участие к.ф.н. П.Ю. Нишитов (СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевпича), к.ф.н. В.А. Микляев (СПбУУнЭ), к.ф.н. Т.В. Ханташкеева (Бурятский госуниверситет), д.ф.н. П.М. Колычев (СПбИТМО), к.ф.н. Н.Н. Забелина (Мурманский государственный технический университет), к.ф.н. Н.А. Завершинская (СПХФА), к.ф.н. И.И. Мавринский (СПбГУ), к.ф.н. К.В. Степанов (СПбМСИ), к.ф.н. К.В. Лоцевкий (СПбГУ), Ф.А. Станжевский (СПбГТИ(ТУ)) и др., развернулась бурная дискуссия на которой обсуждались следующие вопросы: в какой мере современные стандарты ФГОС ВПО третьего поколения реализуются в практиках преподавания философии в негуманитарных вузах?; какие измерительные процедуры позволяют оценивать сформированные философией общекультурные компетенции?; как разрешать противоречие между требованием действующих стандартов (нового ФГОС ВПО) и количеством часов, выделенных на преподавание дисциплины "Философия"?; какие аспекты и темы курса философии должны быть направлены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего специалиста?; как адаптируются вузовские практики преподавания философии к множественности социальных и культурных заказов современной электронной эпохи?; вопросы о единой науке как перспективе развития научного сообщества и о роли гуманитарного знания в современном образовании; «Болонский процесс» и классическое образование и др.

Участники конференции на круглом столе пришли к общему выводу о продуктивности конференции и круглого стола и высказали пожелание сделать конференцию и круглый стол по данной проблематике ежегодными в рамках Дней философии в Санкт-Петербурге.

 

Быданов В.Е., к.ф.н., доц., зав. кафедрой философии ФЭМ СПбГТИ(ТУ) (Санкт-Петербург)

Е-mail: philosophy_dept@technolog.edu.ru

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба