Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2013

Моисеев В.И., Войцехович В.Э.
Философия Неовсееединства: Россия вместе в Японией

Сегодня многие университеты России поддерживают международное сотрудничество с японскими вузами. И не только в научно-технических областях, но и в философии. Расширяется взаимодействие между инициативными группами.

В группу Неовсеединство  (http://integral-community.ru) входят в основном российские профессионалы и любители философии. Но в дискуссиях и выпуске журнала участвуют украинцы, приднестровцы, жители Германии, Израиля. Активнее же всех японцы.

Томохиро Мотохару живёт в г. Агамасаки (между Киото и Осака). Изучает русский язык, философию, литературу. Находит много общего между буддизмом и даосизмом, с одной стороны, и учением о Едином и взглядами Льва Толстого, с другой.

Томохиро опубликовал несколько статей в журнале «Интегральная философия» – о понимании нирваны у В.Соловьёва, о «Ничто» у Г.Гегеля, где сравнивает его диалектику с «диалектикой» Будды, о концепции «взаимопроникновение» в «Дао физики» Ф.Капры.

В Японии значителен интерес к изучению русской культуры и философии. В частности, в Киото работает семинар по русскому платонизму под руководством профессора Сугиура (университет Хоккайдо). Например, в марте 2013 обсуждалась философия права В.Соловьёва, сравнивались традиции философии права в Европе и России, отношения между теорией любви и теорией права, феномен «юридического нигилизма», а также Неовсееединство и интегральная философия. 

В 3-м номере электронного журнала «Интегральная философия» (http://integral-community.ru/magazine/Integral-philosophy-mag3.pdf), посвящённом синтезу науки и религии, опубликована статья Хитоси Очиаи «Открытый Бог, открытое многообразие», где предложена философско-математическая интерпретация так называемого «открытого теизма» – направления, в котором делается выбор в сторону понимания Бога как всеблагого, но не всемогущего, сознательно разделяющего свою волю с волей сотворённых существ.

В своей статье Хитоси Очиаи показывает, что версия открытого теизма, принимающая важные постулаты христианства, по его мнению, оказывается непротиворечивой. Делает он это весьма своеобразным для классического богословия способом, который, однако, оказывается очень понятным математику и логику и родственен методологии неовсеединства[1]. В математической логике есть стандартный способ проверки на непротиворечивость формальной аксиоматической теории. Для этого нужно построить модель, на которой выполняются аксиомы этой теории. Нечто подобное в отношении к открытому теизму делает японский исследователь. Конечно, он работает в полуформальной манере, скорее иллюстрируя аксиоматику открытого теизма на ряде канонических положений Библии, а затем предлагая их интерпретацию средствами модели. Наибольшая оригинальность данного подхода заключается в том, что в качестве модели для аксиоматики открытого теизма избираются средства математической топологии.

Хитоси Очиаи избирает три основных пункта открытого теизма – идею открытого Бога, идею воплощения Бога в материю и идею воскресения и бессмертия души. Для интерпретации этих положений используются определения топологического пространства, в качестве конкретного примера которого рассматривается топология открытых кругов на комплексной плоскости. В итоге автор предлагает указанную систему математических объектов для интерпретации основных положений открытого теизма: открытый Бог моделируется максимальным открытым множеством, не имеющим границы; процесс воплощения – как процедура компактификации; бессмертная душа – как открытое множество, имеющее границу.

Хотелось бы отметить, что такого рода сопоставления сами по себе вызывают много вопросов, и для ответа на них необходимо подвести определённое обоснование, почему используются именно такие интерпретации. По какой причине, например, открытость Бога интерпретируется топологической открытостью и т.д. Здесь, как представляется, будет полезным обращение к идее онтологии границ (см. одноименную лекцию общего курса по философии неовсеединства[2], в рамках которой делается попытка связать геометрическую и онтологическую топологию). С этой точки зрения, многие конструкции, предлагаемые Хитоси Очиаи, получают своё дополнительное обоснование и обнаруживают множество интересных перекличек с философией неовсеединства, которые, как представляется, требуют дальнейшего исследования и могут оказаться очень плодотворными.

Взаимодействие движения «Интегральной философии» с японскими коллегами расширяется и со временем может привести к выступлениям россиян в японских университетах, а японских исследователей в российских.

 

Моисеев В.И., д.ф.н., проф. (Москва)

Войцехович В.Э., д.ф.н., проф. (Тверь)



[1] Электронные ресурсы: Моисеев В.И. Сайт «Неовсеединство», http://neoallunity.ru; Сайт «Интегральное сообщество», http://integral-community.ru.

[2] Моисеев В.И. Онтология границ // Электронный ресурс: http://neoallunity.ru/lec/lec11_.pdf.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба