Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2013

Чжэн Вейхун, Уи Луцзянь
К истории становления науки в Китае

Истоки появления науки в Китае

Деятельность миссионеров сыграла важную роль в формировании научного знания в Китае. При этом тесное отношение между наукой и религией является важным фактором в истории проникновения научного знания в культуру Китая, что было характерно для деятельности миссионеров, которые проповедовали в период с конца династии Мин до начала династии Цин, т.е. более 200 лет.

Именно потому, что миссионеры избрали проповедь для продвижения научного знания (что соответствовало традиционной китайской культуре), они имели успех и оказали прогрессивное влияние на развитие культурных отношений между Китаем и Западом. Конечно то, что миссионеры выбрали тактику проповеди для продвижения научных знаний, не является результатом только их субъективных желаний; причины этого кроются, прежде всего, в сфере политики, истории и культуры.

Политические причины. Во время династии Тан и династии Юань Китай стоял на вершине своего феодального развития, и имел государственность более высокоразвитую, чем то было на Западе. В этой связи, китайское правительство того времени проводило внешнюю политику снисходительного и даже пренебрежительного отношения к чужой культуре, в частности, когда дело касалось взаимоотношений между  Китаем и Западом. В такой вальяжной  политической атмосфере того времени в Китае можно было свободно проповедовать христианство, не встречая серьезных политических препятствий. Да и больших средств для осуществления подобной деятельности в таких условиях не требовалось.

Однако в период с конца династии Мин до начала династии Цин феодальное общество Китая подошло к концу своего активного развития, страна приходила в упадок. Внутреннее положение становилось все более сложным и даже безысходным. Интеллектуальная элита стала выступать против пустых теорий, обращаясь к новым идеям, что давало хорошую историческую возможность [2] для проповеди христианства.

Китайское правительство все больше утрачивало способность управлять международными отношениями и потому все больше препятствовало вторжению чуждых иностранных идей. В такой ситуации деятельность миссионеров в Китае не только теряла политическую легитимность, но и сталкивалась со многими препятствиями. Отсюда, чтобы преодолеть эти препятствия, и иметь возможность вести проповедь в китайской среде, миссионеру нужно  было найти такие средства и стратегические решения, которые бы легко могли быть приняты китайском народом. Проповедь, соединенная с научным знанием, как раз и стала тем выходом из сложной ситуации, который был найден миссионерами.

Социокультурные причины. Новое Время в Европе характеризуется быстрым развитием научного знания. Китай к этому времени в данном отношении стал явно отставать, хотя до конца 16-го – начала 17-го веков он стоял в первых рядах в области литературы, искусства, этики, философии. В такой ситуации христианство не могло получить признание китайского народа, опираясь только на моральные и культурные ценности. Поэтому был использован тот фактор, что в 18-м веке между  Китаем и Западом появилась серьезная культурная и научная разница, чем и воспользовались миссионеры.

В течение указанного периода, западная наука и технологии имели беспрецедентное развитие: постоянно появлялись новые идеи, новые достижения; в различных областях науки были достигнуты большие результаты. Китай в этом отношении сильно отставал, хотя потребность в научном знании была высокой, поскольку страна и национальная власть стремились к возрождению и был явный спрос на передовую науку и технологию Запада. Использование этих факторов давало миссионерам хорошую возможность показать преимущества западной культуры посредством пропаганды современного научного знания.

Причины в сфере культуры. В период с конца династии Мин до начала династии Цин главными миссионерами в Китае были иезуиты, Орден которых был основан в 1534 году испанским дворянином Игнатием Лойолой и утверждён Павлом III в 1540 году. Орден Иезуита, придерживавшийся догматов абсолютистской власти, поддерживал межкультурные обмены, соблюдая культурную толерантность и принципы распространения научного знания.

Большинство миссионеров 16-го века в Китае, такие как Маттео Риччи, Тун Жован (Schall), Ай Жулье (Aleni) и др., следовали правилам строгого обучения и добились серьезных результатов в деле распространения в Китае западной  науки и культуры.

Так, например, император Ван Ли благосклонно относился к деятельности Маттео Риччи в Пекине и даже дал согласие на то, чтобы тот и сделал ремонт западных часов, которые очень нравились императору. Под влиянием миссионеров Цзи Лиань не только производил линзы телескопа, но и создал роскошные абажуры и другие сувениры в своем "семинаре стекла". Французский миссионер малярийной хиной вылечил императора Канси от малярии. Кастильоне и Цзян Южeн, используя подходы европейской архитектуры, совместно работали в оформлении императорского сада Юань Минюань и садового дизайна и т.д.

Таким образом, свою основную задачу – распространять христианство – миссионеры решили посредством распространения научного знания. Их деятельность в Китае продолжалась более 200 лет "в масштабе всей страны в области межкультурного обмена между Китаем и Западом"[1] и протекала в три этапа: начало, расцвет и упадок.

Начальный этап длился около 20-30 лет (с конца16-го века до начала 17-го). В это время миссионеры, чтобы получит законное право на жительство и миссионерскую деятельность в Китае, начинают проповедовать с позиции распространения научного знания. Они используют все средства, включая подкуп чиновников, чтобы снять ограничения на проповедническую деятельность.

С другой стороны, они стремятся к установлению широких связей с китайской интеллигенцией, которые имела большое влияние в Китае. И делали это через переводы книг и чтение лекций, знакомя их с современными научными знаниями: математикой, астрономией, географией, календарем и т.п. На этом пути они добились заметных результатов. В частности, получили законное право на жительство, благосклонность местных чиновников, создали несколько важных миссионерских центров, и даже имели аудиенцию у  императора Китая.

Этап расцвета приходится на начало 17-го века и длится течение в 100 лет – до начала 18-го века. Это было время, когда миссионеры получили официальное разрешение на осуществление своей деятельности, поскольку  китайское  правительство рассматривало науку в качестве инструмента в решении национальных проблем, и видело в этом явную экономическую выгоду. Особый интерес, с политической точки зрения, вызывали военная наука и география, что способствовало распространению естественнонаучных знаний и таких научных дисциплин, как механика, геология, топография и др. Интерес вызывали также вопросы развития промышленности, медицины и других областей сфер общественной жизни.

Этап упадка начинается с начала 18-го века и длятся в течение почти 50 лет, т.е. до середины этого века. В это время начинает действовать запретительное право в отношении религий, статус миссионеров снижется, что ведет также и к свертыванию распространения научных знаний. Интерес китайского правительства к западной науке уменьшается, и деятельность миссионеров в Китае быстро приходят в упадок. В 1773 году Китай окончательно запрещает проповеди иезуитов, и кладет конец их миссионерской деятельности.

 

Роль проповедников в появлении китайской науки

Объективно говоря, то, что в свое время миссионеры  привнесли современную западную науку в Китай, является неоспоримым фактом. Но это не было их основной целью. В первую очередь, они стремились к проповеди христианства.

И все-таки, когда между 15 и 16 веками Китай находился в закрытом состоянии, а китайский народ по-прежнему пожинал плоды блестящей культуры, которую  создали предыдущие поколения, В Европе наступил Ренессанс и развивалось просветительское движение. Этот разрыв, который возник между Китаем и Западом, как раз и преодолевался миссионерами. В итоге Китай получил беспрецедентную возможность для научного развития, что создало необходимые предпосылки для возникновения современной науки в Китае.

По статистическим данным, именно в то время миссионерами было переведено 437 видов западных работ, в том числе, 186 естественнонаучных и гуманитарных  книг. В общей сложности это составило 43% от общего числа переводов, которые касались таких дисциплин, как астрономия, математика, география, физика, архитектура, медицина  и др. Эти переводы не только включали в себя новые достижения современной западной науки, но и содержали передовые концепции, дух современной западной науки, что впоследствии имело положительное значение для формирования и развития современной китайской науки.

Значительную роль во всем этом сыграл один из самых влиятельных миссионеров того времени итальянский иезуит Маттео Риччи (1552-1610), которого называли “конфуцианец Тай Си"[2]. Он, несомненно, способствовал развитию  китайской  культур, вносил вклад в дело культурного  обмена  между  Китаем  и  Западном, знакомя китайцев с  современными  научными знаниями, а также  с европейской этикой, психологией, лингвистикой, литературой, искусством, музыкой и т.п. "И дело не в том, что Маттео Риччи не приносил чистого христианского учения Китаю, напротив, его значение раскрывается в том, что китайцы открыли для себя другую цивилизацию в новых исторических условиях?"[3]. С этой точки зрения, миссионерство следует рассматривать как просветительскую деятельность, которая сыграла положительную роль в деле становления современного научного знания в Китае. Как сказал американский миссионер Мин Эньбо: "Хотя люди англо-говорящих стран, занимаясь научным просвещением, преследуют фактически свои цели, чтобы господствовать в области литературы, науки, философии, искусства, морали, религии, чтобы получить выгоду во всех сферах жизни, их деятельность, в конечном счете, имеет больше положительного, чем отрицательного, с точки зрения перспективы общественного развития"[4].

 

Чжэн Вейхун, доктор философии, Баодинский университет Китая (Баодин, Китай)

Уи Луцзяньмагистр права, Баодинский университет Китая (Баодин, Китай)



[1] Вань Сюмей. Дуань Ци. История христианства. Изд-во:Цзян СУ [M]. 2006, с. 368.

[2] Линь Цзиньшуй. Конфуцианец Тай Си – Маттео Риччи. Изд-во:Культурная компания в Пекине. Пекин, [M]. 2000, с. 10.

[3] Ван Чжипинь. Внутреннее культурное значение по преобразованию одежды в два раза Маттео Риччиа [J] // Вестник Анцинского педагогического университета. 20113), с. 55.

[4] Гун Чжэншен . Миссионеры и современный Китай. [M]. Шанхайское издательство Жэ Минь. 1981, с. 113.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба