Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2013

Холодный В.И.
Общество философское или индифферентное?

Потенциально преподаватели и любители философии несут в себе интегративную культуру понимания и гражданскую обеспокоенность. А на практике зачастую оказываются маргиналами, зациклившимися на эмпирической или схоластической проблематике. В соответствии с этой зацикленностью, и «философское общество» в целом отчуждено от своего призвания, но пока ещё проявляет правдолюбие и рефлексию на конгрессах и семинарах. Первоосновы такой трагической прострации кроются в длительном периоде забвения человечеством своих изначальных (вечных) Смысловых ориентаций. И даже в исконно миротворческой русской цивилизации доминирует сегодня не лицевая, а оборотная сторона миротворчества в виде толерантного индифферентизма. Объем публикации позволяет обратить внимание не на глубинные первоосновы, а только  на всем очевидный эмпирический фактор: рефлексивно ориентированные люди живут в мире идей и чураются организаторской деятельности, которая в сфере образования пропитана особой формализованной отчётностью и базируется на вынужденной  лжи, интриганстве и чинопочитании. И вполне естественно, что руководящие должности занимают преимущественно безыдейные и отчуждённые от творчества преподаватели. Их верноподданное окружение с ещё большим рвением интегрируется в формализованную жизнедеятельность. Остальные преподаватели чувствуют себя униженными и оскорблёнными. И незаметно для себя обретают психологию иронизирующего угодника. Возмущаются и высказывают конструктивные соображения  в кулуарах, а на заседаниях голосуют как надо и на философских конференциях стараются не выходить за пределы общепринятой  парадигмы. Живем в мире пустопорожнего согласия и спокойствия.

Многие преподаватели сохраняют идейный и творческий потенциал и реализуют его в теоретических публикациях, но они в такой же мере не свободны от активного или пассивного конформизма. Круг замкнулся. Никто личностно не решается отстаивать себя, защищать философские и идеологические смыслы и проявлять гражданскую принципиальность. В индифферентно функционирующем обществе 5 тысяч 680 одарённых и высокообразованных членов. Они представляют собой погрузившуюся в индифферентизм элиту, потенциально способную выдвигать и разрабатывать идеологические проекты и рефлексивно отвечать на вызовы времени. А на практике всех устраивает унылое и максимально ущербное прозябание: самих индифферентных  специалистов в области философии, представителей науки, образования, производства, власти и так до бесконечности. Кто-то рельефно зафиксировал данную ситуацию следующими словами: уберите сегодня философию и никто не заметит, что её нет. Эти слова  выразили всемирную боль человеческой души, потерявшей мир ценностей. 

Министерские номенклатурщики навязывают вузовским преподавателям бессмысленную  деятельность. Например, готовить коллективные учебные пособия и методические разработки, то есть кратко излагать ту программу, которая спущена сверху и представлена в многочисленных учебниках, тоже повторяющих друг друга. И все безропотно плодят эту макулатуру. Написание пособий стимулирует разрушение учебного процесса. Студенты лишаются мотивации читать рекомендованную литературу и брать в руки учебник. А зачем? Ведь сами преподаватели превратились в обслугу «липовых» студентов и готовят им краткие шпаргалки, которые озвучиваются с листа на экзамене. Эта логика приводит к косвенной и откровенной продаже дипломов.  А если преподаватель отказывается участвовать в разрушительной деятельности, и стремится подготовить авторское пособие, то это может возмутить весь коллектив кафедры. Преподаватели привыкают к формалистической работе и неожиданно для себя начинают считать её исключительно значимой.  Любой творческий студент философского факультета убеждён, что нужно читать именно авторский курс. Но приходит на кафедру и постепенно втягивается в отрепетированные стандарты. Всё же стремятся читать живые и в какой-то мере личностные лекции, и, тем не менее, вынуждены писать шаблонные пособия и методички, комментаторские труды и  диссертации. В результате, «философское» «общество» формируется из конформистских кафедральных образований и является отчуждённым от интегративной культуры понимания и поисков аксиологической идеологии и активной гражданской позиции. Вполне закономерно, что у конформистов нейтрализуется  желание интегративно отвечать на вызовы времени.  Когда разговариваешь с преподавателями, то все они переживают за судьбу образования, будущего страны и всего человечества. И кого только не обвиняют, но от активного противостояния разрушительным процессам уклоняются.

Буквально все российские граждане возмущены «реформой» образования, которая преследует «святую» цель: сделать нас похожими на деградирующее западное население. Некоторые авторы в Вестнике РФО аргументированно раскрывали губительный характер Болонской конвенции, отмены кандидатского экзамена по философии и формализованного тестирования. Особенное оцепенение общественности вызвал ЕГЭ – самый точечный удар под дых творческому Смысловому образованию, который следует расшифровывать как единая государственная Экзекуция. Между тем, номенклатура «философского» «общества» даже не шевельнулась, не инициировала ни одного коллективного обращения к власти и прокуратуре, и ни в какой форме не протестовала. А ведь на этом «толерантном» пространстве активно и всесторонне протестовал Садовничий В.А. – исключительно авторитетный в вузовской общественности ректор МГУ. А умудрённый опытом «демократии» «затухший философский авангард»» выжидал, когда наконец-то любимый ректор угомонится, и дождались этого рубежного события. Наше образование лишилось мощной, но одиноко стоявшей опоры в лице Садовничего. Наступила «эпоха» не только умиротворённого «свёртывания» вузовского образования и науки, но и элементарного человеческого достоинства. Ректоры вузов по рекомендации вестернизированного министра Фурсенко  учредили себе и верному окружению безразмерные зарплаты. И вместо возрождения качественного образования, развернули деятельность по разработке никому не нужных учебных комплексов по каждому предмету и с установкой на искусственную привязку к различным выпускающим специализациям. Мол, философия и все фундаментальные дисциплины должны приземляться, и ориентироваться на коммерческий результат. Реальные студенты постепенно «испаряются», но кипит безмозглая работа по заданию министерства. В некоторых вузах предопределилась установка на ликвидацию квалифицированных преподавателей. Зачем они? Пускай сидит «эффективный» менеджер перед телевизором и «читает» лекцию, а в аудиториях якобы находятся студенты. А потом автоматом фиктивным студентам выставляются оценки.

В июне 2011 г. Холодный В.И. пришёл на приём к Миронову В.В. – декану философского факультета МГУ и члену Президиума РФО. Миронов эмоционально согласился, что надо более активно защищать образование от разрушения и на философском конгрессе обсудить этот вопрос. И решение конгресса обязательно отправить Президенту, который будет избран в марте, а конгресс состоится в июне 2012 г. Я в соавторстве с другим преподавателем написал 3-страничные тезисы обращения к Президенту, прокурору и др. Послал их Миронову, «философскому обществу» на имя Чумакова А.Н., организационному комитету конгресса в Нижнем Новгороде. На пленарном заседании конгресса с резкой критикой «реформы» образования и «эффективных менеджеров» выступил ректор Санкт-Петербургского университета профсоюзов А.С. Запесоцкий. Участники конгресса в едином монолитном порыве приветствовали бурными аплодисментами такое неожиданное и долгожданное выступление ректора. Я передал лично Запесоцкому и в Президиум конгресса свои тезисы обращения к президенту. Запесоцкий уехал, а Чумаков А.Н. заверил меня, что на заключительном заседании будет обсуждаться обращение. Однако Президиум не только уклонился от обсуждения, но и не предложил никакого итогового заявления, которое принималось на всех предыдущих конгрессах. Чиновники от философии в очередной раз погасили болевые проблемы

Моё предложение не приняли во внимание. А формальные и ничего незначащие приветствия конгрессу от властных лиц страны были подготовлены и опубликованы в Вестнике РФО №3, 2012. Не понятно, с какой стати индифферентный конгресс приветствовали С. Иванов, В.И. Матвиенко, С.Е. Нарышкин, Ю.С. Осипов, Е.П. Велихов, Ю.П. Зинченко. В Вестнике №2, 2013 было опубликована просьба, направленная Президиумом РФО Д.А. Медведеву о сохранении кандидатского экзамена по истории и философии науки. Подписали письмо известные специалисты, которые прекрасно понимают, что чтение аспирантам и студентам этого предмета унижает философию до явной карикатуры, выставляет её на посмешище. Ректорат вуза, где Холодный работал до его закрытия, понял логику этой халтуры, с циничной настойчивостью устранил философов и поручил бывшим конъюнктурным историкам партии «читать» философию науки аспирантам. Жаловаться некому, поскольку именно Президент РФО инициировал «компромиссный» кандидатский экзамен, а прокуратура в сфере образования преступлений не видит. Журналисты выявили  фиктивные вузы, которые занимались только продажей дипломов. Но нигде не сообщалось о судебном преследовании криминальных деятелей. Такие вузы существуют до сих пор. А прогрессирующий криминал в нормальных вузах стал тоже нормой. И как прикажите называть погрузившееся в молчание «философское общество»? Союзом индифферентных людей, одержимых борьбой за своё выживание и готовых растоптать любого, кто оказывается препятствием на этом пути?

А.Н. Чумаков чуть ли не в каждом номере Вестника сетует на то, что в России нет гражданского общества, и журит членов индифферентного Союза за их инертность в этом направлении. Между тем, кто ему или другому чиновнику от философии мешал инициировать целый ряд гражданских акций, и тем самым предопределить  формирование продуктивного гражданского общества. Уничтожается образование, дискредитируется философия, налицо провалы во всех областях жизнедеятельности, но нет конструктивных протестных мероприятий и содержательных обращений к властным структурам. А предлагаемая Холодным акция постоянно блокируется. Следует отметить, что  Чумаков не совсем индифферентный номенклатурщик. Он играет роль толерантного деятеля, а косвенно призывает помнить о «тоталитаризме» нашего Отечества и обосновывать неизбежность глобализации. Но неожиданно толерантность отменили офисные и весьма наивные сторонники беспочвенной вестернизации России и вышли на «болотную» акцию в декабре 2011. Это вдохновило ненавистников Русского многонационального мира на более активную демонизацию советского прошлого и на отождествление с ним сегодняшней «компромиссной» идеологии, которую нужно заменить откровенным либеральным монетаризмом. Единомышленник А.Н. Чумакова А.В. Кацура поспешил вписаться в видоизменённое веяние времени, и заявил на семинаре, посвящённому «Философскому пароходу», что, в отличие от «душителя» инакомыслия Ленина, «свободолюбивая» Америка не придерживается принципа «цель оправдывает средства». И потому сбрасывание атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки следует рассматривать как гуманистический поступок, спасший миллионы людей.  Читателям трудно поверить, что такое мог произнести член «философского общества». Но в этом же духе им опубликована статья  «Что произошло с Россией в ХХ веке? Что происходит сейчас», Вестник  №1, 2013 и оценка этой статьи В.Ф. Дружининым и С.С. Перуанским в Вестнике №2, 2013.

Кацура с наивным усердием «разоблачает» советское прошлое и объявляет сегодняшнюю деградацию человека и социальной жизни логическим саморазвитием этого прошлого. Хотя любому не ангажированному человеку, очевидно, что деградация – это результат насильственного процесса уничтожения нашей исконной ментальности, многовековых традиций и беспрецедентных достижений трагического сталинского времени в различных областях жизнедеятельности. В Вестнике №2, 2013 опубликована статья Л.А. Никитич Быть в философии и оставаться в философии. Автор с сугубо утилитарно-прагматических позиций обругивает советское время. И радуется тому благополучию, которое ей подарили Горбачёв и Ельцин, и искренне не замечает геополитических катастроф и страданий народов, которые стимулировала либерально-монетаристская контрреволюция. Никитич словно застыла на том стереотипном понимании жизни, которое высмеивалось в прибаутке 60-х годов ХХ века: «Прошла зима, настало лето, спасибо партии за это». Со своих позиций она ориентирует коллег на решение двух важнейших задач: философское покаяние за уничтожение философии в СССР и философская критика массового плебейского (пещерного) сознания, как пережитка советской ментальности. Никитич  сообщила, что «философия в России берёт своё начало с Владимира Соловьёва» и объявила псевдофилософскими такие понятия как «атеизм», «классовость» и ядовитый «закон» «единства и борьбы противоположностей». До такого примитивизма перестали сегодня скатываться даже отчужденные в  «пещерные» стереотипы либеральные СМИ. Они для эзоповского выражения своего презрения к советской и исконно русской ментальности сейчас не гнушаются использовать даже патриотическую риторику, и вместо термина «эта страна» начали употреблять «моя страна». Вестернизаторы «забыли» о своём проамериканском выборе и осаживают почвенников: «не надо про Америку, будем говорить о наших проблемах». Между тем, Сталина продолжают откровенно демонизировать, поскольку возрождение волевого характера спасения Миротворческой цивилизации для них смертельно опасно. И в такой же мере откровенно не замечают беспощадно кровавой идеологии «золотого миллиарда», уничтожающей естественные цивилизации и утверждающей искусственный милитаризованный порядок. Именно в условиях либералократизма  высоколобые интеллектуалы и заурядные конформисты видят своё спасение.

Согласно моей гипотезе, одновременно с зарождением человека как родового феномена, зарождается Потенция Смысловой (архетипической, аксиологической (ценностной)) веры, философии, идеологии и цивилизации. В процессе эволюции человек сохранял внутри себя  изначальную Потенцию и проявлялся как Смысловой феномен, но в практической жизнедеятельности отчуждался от Архетипов в индивидуализм и частнособственнический прагматизм. Преимущественно стихийная борьба с отвлечённым индивидуализмом за сохранение Смысловой реальности породила соответствующую веру, где ярко и жизнетворно проявилось Ценностное Единение Народов, но личностное  начало оказалось нейтрализованным. Позже эту веру и цивилизацию назвали Восточной, и противопоставили ей Западную цивилизацию, в которой доминирует личностное начало. Восток достиг понятного ему совершенства и как бы пошёл вращаться по кругу, а на Западе прогрессирует наука, техника, индивидуализм и прагматизм. В середине ХIХ века в Западном обществе рухнули все внутренние Смыслы, человек превратился в утилитарного прагматика, а цивилизация прикрыла свою ценностную наготу юридическим либерализмом и объявила его человеколюбивой идеологией. После искусственного развала Советского Союза эта идеология превратилась в варварскую глобализацию и народы мира стихийно и всё более осознанно ждут Возрождение Русской многонациональной цивилизации и верят в её Спасительную миротворческую миссию.

Россия является наследницей третьего, подлинно естественного пути человеческой эволюции. Этот путь как органическое единство родового и личностного Смысла зародился в глубокой древности. Знание об этом пути передавалось устно, а письменно наиболее полно зафиксировано в пятом тысячелетии до нашей эры в индийских Ведах. Русским Ведам семь тысяч лет, но в них меньше информации. В разных объёмах Веды присутствуют на всех континентах. Опираясь на эти факты, можно считать, что русская (индийская, мировая) философия органического пути человечества существует изначально. Русские мыслители, неся в себе изначальную органическую ментальность, самостоятельно, независимо от Ведического учения, прозревали Аксиологическую философию. Илларион, Филофей, Сковорода, Хомяков, Киреевский и их последователи  выразили её на языке раннего христианства (православия), а Чернышевский, Герцен, Бакунин, Кропоткин Ленин осмысливали Аксиологический путь человечества на языке общинного социализма. Кроме того, Хомяков, Гоголь, Достоевский и Горький своим спонтанным жизнетворением глубинно проникли в Новую эру Смыслового бытия и выразили его на языке православной и секулярной соборности. В наше время заканчивается эра Иисуса Христа, который стремился нейтрализовать доминирование разрушительной мужской логики. И начинает пробивать себе дорогу Миротворческая Женская логика, аксиологический Смысл которой источает творчество Хомякова и русских писателей. Прозреваемую Хомяковым соборную феноменологию Холодный  многовариантно разрабатывает  и с её позиций  интегративно рефлексирует вечные Смыслы, традиции и современные умонастроения. Он ждёт от единомышленников и альтернативно мыслящих коллег соображений о возможности воссоздания реального философского движения, способного с позиций Аксиологической (Соборной) культуры Понимания ответить на смертоносные вызовы силового утилитарного глобализма, а также защитить философию, фундаментальную науку и образование от коррупционного произвола.

 

Холодный В.И., д.ф.н., проф. (Москва)

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба