Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2012

Галимов Б.С., Салихов Г.Г., Багаутдинов А.М.
Вести Башкирского отделения РФО

14 декабря 2012 г. в г. Уфе состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Философия и будущее мировой цивилизации», в рамках реализации Программы стратегического развития  Башкирского государственного университета.

В работе конференции приняли участие ученые г. Москвы, Уфы, Стерлитамака, Костромы, Твери, Челябинска и других городов России. Основной лейтмотив выступлений участников  конференций сводился к анализу проблем эпохи глобализации и поиску путей выхода из духовного и мировоззренческого кризиса современности.

В приветственном слове ректор Башкирского государственного университета, академик Академии наук Республики Башкортостан, д.хим.н., проф. Мустафин А.Г. вычленил основные направления становления научно-технической отрасли, отметив положительные стороны процесса глобализации в целом для развития всего мирового сообщества. Он отметил, что особая роль в решении возникающих в современную эпоху мировоззренческих проблем принадлежит философии, которая вбирает в себя не только рациональное, но и все формы  духовного взаимоотношения человека с миром.

Доклад председателя Башкирского отделения РФО, д.филос.н., проф., академика РАЕН Галимова Б.С. был посвящен анализу философских парадигм в современной науке. Отмечено, что парадигма существенная и абсолютно необходимая предпосылка любого научного исследования, в том числе в области философии и психологии. Новый, более высокий уровень самоорганизации психологии человека – это трансперсональная психология. Галимов Б.С. выдвинул идею о том, что бюрократия – это разновидность трансперсональной личности. Им был предложен новый взгляд на это явление, а именно, методология синергетики. Сущность синергетики выражается в понятии «самоорганизация» и живучесть бюрократии объясняется ее самоорганизацией.

Синергетический метод анализа бюрократии предполагает коэволюцию бюрократии и демократии. К сожалению, бюрократия «вырастает» на теле демократии. При рассмотрении коэволюции демократии и бюрократии необходимо установить подпитывающие факторы. Это может быть материальные, экологические, информационные, энергетические и другие факторы. В синергетике устанавливается, что подпитка коэволюционного (каталитического) процесса по своей интенсивности бывает незначительной, но результаты – значительны. Катализатором коэволюции демократии и бюрократии выступает нравственная культура.

В докладе первого вице-президента Президиума РФО, д.филос.н., проф. Чумакова А.Н. были рассмотрены актуальные проблемы современности. Сегодня появляется новая опасность – кардинальное и быстрое изменение архитектоники мировых связей и отношений, в то время как мировое сообщество демонстрирует свою неспособность адекватно реагировать на эти изменения.

Глобализация привела к тому, что мировое сообщество полностью стало глобальным, а отношения, коммуникации, информационные потоки – трансграничными, что сделало человечество по существу целостной системой по всем основным параметрам общественной жизни. Весь этот мир со множеством взаимозависимых и противоборствующих субъектов, как и прежде, лишь только стихийно саморегулируется, но абсолютно лишен какого бы то ни было управления, и конструктивный диалог становится в такой ситуации по существу единственным способом мирного преодоления противоречий.

Глобальный мир, оказавшийся перед лицом принципиально новых вызовов, и не имеющий при этом адекватной системы управления, все больше втягивается в ситуацию нарастания противоречий и неопределенности. В этом и заключается главная проблема современной эпохи.

Декан факультета философии и социологии БашГУ, д.филос.н, проф. Салихов Г.Г.в своем выступлении остановился на основных положениях процесса глобализации. Он отметил, что глобализация изменила жизнь цивилизованных народов наряду с великими открытиями и достижениями в истории человечества. Глобализация – не просто еще одна из бесчисленных форм или проявлений цивилизации. Это именно такая форма мирового устройства, которая стала основой новой эры человечества, новой эпохи, привела к изменению взглядов на экономику и политику мировых государств.

Глобализационное расширение связано с изменением размеров культуры в процессе развития. В экономике оно обусловлено увеличением экономической мощи государства при его активизации и совершением за счет этой мощи и энергии работы против внешнего давления. В социальном и политическом – глобальное расширение связано с несимметричностью глобализационных колебаний внутренней культуры, благодаря чему сила культуры с ростом количества культуры увеличивается.

Одним из универсальных форм передачи культуры является экономическая форма, которая, в конечном счете, связывает через законы глобализационной динамики в единую сеть все многообразие поведения самых различных систем цивилизаций, выводя их на один общий уровень, характеризуемый глобализационными свойствами мировой системы.

В своем докладе д.эк.н., проф., д.филос.н., проф., главный научный сотрудник Института философии РАН Барлыбаев Х.А.остановился на региональной части процесса глобализации, в частности на актуальных проблемах исследования содержания современных глобализационных процессов и их влияния на внутреннее развитие России и Башкортостана. Им  были раскрыты философско-методологические основы анализа воздействия глобальных процессов на экономический курс и социальную политику, технико-технологическое развитие и естественно-природные факторы, гуманитарные аспекты, роль и место в геополитических процессах. Обоснована возможность на основе проведенных исследований осуществления перехода к устойчивому развитию, выявления перспективных целевых установок, которые необходимо реализовать в России и Башкортостане: общественности, властным органам, бизнес-сообществам, средствам массовой информации, образовательной системе, научной общественности, деятелям культуры и интеллектуалам.

Современные глобализационные процессы охватывают, пронизывают и преобразовывают все стороны жизни каждого континента, государства, региона и отдельного человека на Земле. Глобализация есть многогранное, широкомасштабное, всеобъемлющее системное явление и, обусловленная параметрами человеческой природы, выступает как глобализация различных сторон жизни общества и человека. Одновременно глобализация есть субъективное явление потому, что любой социальный процесс, в том числе и глобализация как сфера и объект социальной деятельности, осуществляется на основе сознательной деятельности людей, руководимых субъективной волей, желаниями и интересами.

Доклад д.филос.н., проф. Кудряшева А.Ф. был посвящен проблеме возможности новизны в философии. Глобализация, являясь важным процессом современности, охватывает не только политику и экономику, но и духовную сферу. Глобальные процессы интеграции мирового сообщества диктуют российской интеллигенции следовать общим закономерностям. В системе образования производить унификацию уровней и продолжительности обучения в пределах единого образовательного пространства, необходимых для упрощения перехода студентов из одного университета в другой.

Полный отказ от традиционализма может привести к разрушению системы и потере собственной культурной  идентичности. России необходимо осторожно реформировать свою национальную систему образования, адаптировать ее к современным тенденциям мирового развития, не ломая при этом традиционной системы. По-видимому, следует постепенно вводить новые элементы, повышающие конкурентные преимущества старой системы, принимать минимум необходимых требований для реализации Болонской декларации, придавая им статус дополняющих мер.

Выступление к.филос.н., доцента Багаутдинова А.М. было посвящено анализу сущности и содержания  духовной деятельности. Духовность является уникальной характеристикой человека. Для выявления ее сущности и особенностей проявления необходимо выделить наиболее общие представления о природе человеческой деятельности, так как духовность формируется в этой деятельности и, развиваясь, остается тесно связанной с ней. Кроме того, рассматривая духовность через призму деятельности, можно определить ее как сущностную характеристику человека, отличающую его от животного.

Можно наделить человеческую деятельность и сверхбиологическими потребностями, возникающими в процессе формирования социальных, социокультурных отношений и требующими удовлетворения через появление новых форм активности. Человеческая деятельность есть социально организованная активность. Как всякая деятельность, она предполагает наличие субъекта и объекта и может быть определена как активность субъекта, направленная на объекты или на других субъектов. Человек в данном случае выступает субъектом деятельности.

Выступление д.филос.н., проф. Лукьянова А.В.было посвящено рассмотрению философии глобализации. Не следует думать, что человек – цель творения. Наивно полагать, что человеческий род, все бесчисленные, удалённые от нашей Земли и независимые от неё светила созданы для блага человека. Так же наивно полагать, что всё в космическом целом выглядит как наша Земля.

Космическая философия, как мировоззренческое основание идеи глобализации, связана с идеей человека как ценностью сверх ценности. Человек, в котором сошлись противоречивые тенденции современной эпохи и с которым связаны едва ли не все надежды на их преодоление, и по настоящий день остаётся загадкой и, тем не менее, мы пытаемся подключить философию, науку, искусство, мифологию для разгадки тайны человеческого «Я», в котором сходятся проблемы всечеловеческие и нравственные.

Эпоха глобализации не любит скоротечных решений. Она устремлена в будущее. Философия с её претензией стать «квинтэссенцией» духовной культуры способствует, в конечном счёте, уплотнению времени. Но существует и нечто, что выходит за границы всякого времени. Это – стремление человека к вечности, к «всечеловеческим ценностям».

В своем докладе к.филос.н., доцент Горбачев С.Б. акцентировал внимание на теоретических основаниях глобализации. Реализуемый в данное время вариант глобализации во многом основывается на миросистемной концепции И.Валлерстайна и связанной с ней теорией «золотого миллиарда». Миросистема состоит из ядра (социальная общность, получающая прибыль), периферии (социальная общность, теряющая прибыль) и полупериферии (промежуточная социальная общность).

Мир – это не совокупность стран, а некая система, мироэкономика. Миросистемная концепция – лишь один из альтернативных вариантов глобализации, хотя, судя по всему, наиболее востребованный в развитых странах и (в какой-то степени) реализуемый на практике в настоящее время.

В завершение конференции была принята резолюция.

 

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба