Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2012

Саидова З.Т.
Рефлексивная практика Дней Петербургской философии

Вот и позади прекрасные дни, проведенные в северной столице по случаю «Дней философии Санкт-Петербурга-2012», ставшие для студентов-философов факультета психологии и философии ДГУ традиционными и родными. В очередной, в пятый раз, наш руководитель Мустафа Исаевич Билалов, собрав группу из старшекурсников и магистрантов, отправился в рефлексивное пространство философского факультета СПбГУ, на научно-образовательный форум, объединённый темой «Философия и образование в современном мире», открывший работу 15 ноября, во Всемирный день философии.

В этом году в рамках симпозиума прошли конференции и симпозиумы: «Образование социума и социум образования», «А.И Герцен: идеи образования и науки», «Проблемы философии науки и техники в стратегии обновления высшего образования» и т.д. Уже в пленарных докладах А.А. Грякалова «Философия образования и транспедагогика: диалог и событие», в докладе В.А. Куренного «Зачем нужна философия сегодня? Стратегии легитимации философии в структуре университета» были затронуты фундаментальные проблемы, как самой философии, так и её роли в современной образовательной системе. Вручали ежегодные премии «Вторая навигация» – В.В. Савчук, за работу «Топологическая рефлексия», вторая премия В.И. Стрельченко за создание факультета Философии человека ГПУ им. Герцена. Примечательным, на наш взгляд, стал симпозиум на тему: «Образование в эпоху масс-медиа», где размышляли о роли философии, философского факультета в образовательном пространстве – философский факультет как «блюститель разума», своеобразный «путеводитель и навигатор культуры», о Гумбольдте, его представлениях об устройстве университетов, философии, которую он рассматривал как определённое средоточие разума. О специфике философского образования, о том, что философия учит незнанию, что чистой мысли научить нельзя и передать, «о любви к своей профессии – педагог-философ», что «одиночество – его профессия», «одиночество выступает для философа ни как результат неудачно сложившейся жизни, а его цель». Говорили и о том, что современный университет превращается в транснациональную корпорацию. 

Вообще, на прошедших днях Петербургской философии по вопросу функциональной востребованности философии в российском обществе, в его специфических условиях бытия было сказано много… Будучи магистранткой отделения философии ДГУ, хочется сделать акцент на проблеме места и роли философского факультета, которое по словам видных философов, выглядит достаточно неустойчиво. Историческая роль философии в жизни общества состояла в формировании мировоззрения, выступая альтернативой мифу, а позже и религии. Другое дело, что формы существования философии очень разные: от открытых для всеобщего обсуждения доктрин до тайного эзотерического знания. Мы видим, что ни одна из современных наук, при всей её развитости не может работать с целостностью, что свойственно и присуще философии. Только одна философия может помочь ориентироваться в целостном мире и предложить решение проблем не в ущерб отдельным сторонам развития личности, общества или всего человечества. Именно в этом предназначение философии, и в этом она себя не исчерпала! Университет же, требует подготовки экспертов, а философский факультет готовит экспертов,  правда, философия даёт вопрошание, а это, как ни печально, не ценно в нынешней России.

Интересной была конференция «Философия дизайна: арт-практика образования», в рамках которой состоялась выставка живописных и фотографических работ, а теоретическая часть конференции включала в себя элементы дизайн-перформанса. На конференции «Философии этноса», постоянными участниками которой мы являемся, начало научной дискуссии положил доклад М.И. Билалова «Двуединый процесс: формирование национальной идентичности и гражданской нации». Не могу не сказать о руководителе этого направления на традиционных Днях петербургской философии, о д.ф.н., проф. Н.А. Берковиче, благодаря которому очень важная для Дагестана проблематика собирает несвойственный соответствующим нашим республиканским форумам контингент высокоподготовленных специалистов. Интересен был доклад д.ф.н., проф. С.Н. Тесли из сочинского госуниверситета «Социальный субъект и этнос: общее и различия», а д.ф.н. Липкин А.И. ввел нас в историко-логический экскурс понятия этноса и др.

Настоящим взрывом на верхних этажах разума оказалось пятое научно практическое чтение памяти Н.А. Носова «Образ человека в виртуалистике». Руководили: к.м.н. М.А. Пронин, д.ф.н. С.В. Полатайко и к.ф.н. А.Д. Королёв. Мы не знали, как определить то чувство, которое испытывали: отрезвляющим сознания, или все же «уводящим за его пределы». Виртуалистика, это постнеклассическое мировоззрение, осваивает и осмысливает новую реальность и предлагает новый взгляд на мир. Базовой идеей, на которой строится виртуалистика, является идея виртуального существования.      

В работе молодежной сессии приняли участие наши студенты Асадова Заира с докладом «Homo cogito и масса: конфликт» и А. Абдулгаджиева – «Человек для самого себя»), С. Михралиев Султан – «Исламизация дагестанской культуры», Д. Ферзалиев – «Техногенная цивилизация: перспективы».

Участвовали в семинаре: «Проблема истины и плюрализм в современном образовательном пространстве», которым руководили к.ф.н., проф. О.Д. Маслобоева, д.б.н., проф.  Савич И.М. От нас здесь принимали участие проф. М.И. Билалов с докладом «О плюрализме истины, или какая демократия адекватна гражданскому обществу поликультурного региона», а также магистрантка З. Саидова – «Постмодернистская трактовка истины как полилог локальных культурных контекстов».

Сложно даже мысленно охватить все происходившее в философии в Северной столице страны в те дни, но мы осознали: Дни философии в Санкт-Петербурге (они были юбилейными – десятый раз!) – чудный интеллектуальный проект, который дает возможность решить проблему культурно-духовной разности не только научного сообщества, но и людей, а это может сложиться только при открытой дискуссии между философами и обществом. А для нас, студентов, Дни Петербургской философии – незаменимая практика рефлексивного сознания.

Очень часто приходиться слышать, что язык философов непонятен, но люди должны все же научиться слушать и слышать, ведь все о чем они говорят, это все о жизни, каким бы загадочным языком философы не говорили, и все это они отрефлексировали, и это самое важное. И как сказал зачинатель этих форумов профессор и сенатор Ю.Н. Солонин: «Общество тоже должно научиться внимать голосу высокой мысли, отточенной и усовершенствованной тысячелетним опытом духовной жизни человечества. Мы её агенты, мы её посредники и наша задача соединить в едином потоке напряженного размышления духовный опыт человечества с новой реальностью нашего национального существования».

Завершающим для нас стал поход в театр на Литейном, на спектакль «Кармен» Проспера Мериме. На сцене восемь мужчин, восемь проявлений одного Хосе, который убил Кармен и умер сам. История о том, что человек способен любить, но не умеет. Как могло произойти, что человек, любящий страстно, до самозабвения, убивает ту, которую любит? Кто такая Кармен? Возможно ли ухватить, понять женщину? Объяснить её? И, что такое «ЛЮБИТЬ»? Чудный спектакль, мужчины кружатся в мистическом танце, вновь и вновь пытаясь соединить, примирить два начала человеческой натуры, плоть и дух, в любовной страсти к прекрасной и коварной цыганке, покорявшей мужские сердца, но никогда никому не покорившейся.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба