Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2012

Новичкова Г.А.
Эрих Фромм о будущем устройстве общества

Фромма (1900-1980) как выдающегося представителя в области философии и психоанализа волновали проблемы общества и человека: каким должен быть душевно здоровый человек, какой тип людей нужен современному обществу, что из себя представляет социальный характер людей, каким должно быть здоровое общество и возможно ли в будущем построить здоровое общество? Эти вопросы мыслитель постарался истолковать в своих исключительно вдумчивых и глубоких книгах «Здоровое общество» и «Иметь или быть».

Мыслитель успешно распознает особенности патологических проблем нашего времени, чтобы прийти к пониманию того, что же нужно для спасения современного мира от отрицательных последствий современной научно-технической революции. Это понимание приводит его к созданию концепции гуманного общества, которую он назвал «гуманистическим социализмом»[1].

Бесспорна мысль Фромма о том, что общество будет процветающим и человечным, если оно возьмет на себя заботу о полном человеческом развитии всех его членов. Не приходится сомневаться в том, что люди гораздо больше нуждаются в возрождении самих себя, чем в каких-то технических открытиях. На сегодняшний день возрождение человека является наиглавнейшей задачей в совершенствовании жизни человека и общества.  

Прежде чем подойти к обсуждению здорового общества, каким оно представляется Фромму, рассмотрим его идею о здоровом человеке, каким видится Фромму здоровый человек. Следует сказать, что здоровый человек не может жить плодотворно без цели, которую он ставит перед собой, проживая жизнь. Без цели жизнь человека становится пассивной, интерес к жизни у него гаснет, он становится безразличным ко всему на свете, теряет свою жизнеспособность, мертвеет душой и становится не здоровым и даже больным. Согласно Фромму, цель жизни – прожить ее с полной отдачей, родиться в полном смысле этого слова, т.е. пробудиться. «Вся жизнь индивида есть не что иное, как процесс рождения самого себя. По существу мы должны бы полностью родиться к моменту смерти, но судьба большинства людей трагична: они умирают, так и не успев родиться»[2]. На процесс рождения самого себя большое влияние оказывает труд и под его влиянием человек изменяется в лучшую сторону: становится умнее, успешнее, добрее, милосерднее, честнее. В процессе труда, т.е. в процессе формирования и изменения внешней  среды, человек формирует и изменяет себя и становится благороднее. Цель жизни означает быть способным любить жизнь, близких и окружающих людей, слиться с ними в исполнении единой цели, жить счастливо и плодотворно, помогать людям в сложившихся жизненных трудностях, быть оптимистом и не вешать нос перед испытаниями судьбы и подбадривать других людей, казалось бы, в неразрешимых пограничных ситуациях, жить и следовать голосу совести, не предавать себя и своих соратников по бизнесу и сотрудничеству, жить честно, помогать ближнему в беде.

В своих научных трудах Фромм задается вопросом, какой тип людей нужен современному функционирующему сегодня обществу и какой социальный характер соответствует данному обществу? И приходит к выводу, что социально-экономическая структура общества формирует такой социальный характер человека, который ему требуется для осуществления социальных задач, поставленных перед обществом. Поэтому есть основания полагать, что Фромм, рассуждая о здоровом человеке и обществе, считал, что нельзя определять психическое здоровье человека через приспособление индивида к обществу, в котором он живет и трудится. Здоровье индивида зависит не от самого индивида, а скорее от структуры самого общества. Здоровое общество, как считает Фромм, это такое общество, которое  развивает в человеке чувство собственного Я, приводящее к проявлению творческих сил и способностей человека. Фромм определяет социальный характер человека в современном функционирующем обществе и раскрывает особенности социального характера, предвидя будущее развитие человека. Новый человек, согласно Фромму, обретает свободу не саму по себе, не деструктивную, способствующую личному материальному обогащению, а «свободу для чего-либо», т.е. делает скачок от состояния «иметь» к состоянию «быть». Новый человек не обогащает себя материально, он все свои устремления и силы тратит не на состояние «иметь», а живет в модусе «бытия», где он обновляется, рождается снова и снова, благодаря приобретению все новых и новых знаний, становится богаче не материально, а духовно. По образному выражению Фромма, «нужно быть многим, чем иметь много».

В изложенной Фроммом концепции здорового человека человек превращается в личность в результате кропотливого труда над собой. С точки зрения Фромма, личность – это личность неотчужденная и продуктивная в труде; личность, которая относится к миру благожелательно и с любовью. Также под личностью можно понимать те качества, благодаря которым человек может удачно продать себя на рынке труда. Внешний вид, образование,  воспитанность, интеллигентность, тактичность и т.д. – вот те качества, которые каждый человек стремится обменять на рынке труда. «Весь ход жизни воспринимается человеком словно выгодное помещение капитала, где инвестируемый капитал – это моя жизнь и моя личность»[3]. Таким образом, исходя из позиции Фромма, человек как личность определяется тем спросом, которым он пользуется на рынке труда.

Какое же здоровое общество, согласно Фромму, должно соответствовать душевно здоровой личности и какой должна быть структура здорового общества? Мыслитель ставит эти вопросы перед собой и четко, ясно, конкретно на них отвечает. Во-первых, это должно быть общество, в котором ни один человек не должен быть средством для достижения каких бы то ни было целей для другого человека, а должен являться целью сам по себе, т.е. в здоровом обществе никто не используется и не использует себя для того, чтобы не способствовать раскрытию человеческих возможностей, способностей и талантов. Во-вторых, это общество, где поступать по совести и чести считается хорошим и необходимым качеством человека. В-третьих, где человек занимается общественными проблемами, как своими собственными. В-четвертых, это такое общество, в котором человек должен быть активным и ответственным участником жизни общества. В-пятых, отношения в данном обществе должны быть доброжелательными, дружелюбными и добросердечными. В-шестых, здоровое общество способствует стимулированию разума и позволяет выразить каждому члену общества свои желания и потребности в коллективном творчестве и т.д.

Какие черты должны быть присущи здоровому обществу? По мнению Фромма, здоровое общество представляет собой такое общество, которое выдвигает реалистическую программу социальных действий, направленных на благо людей, живущих в этом обществе. Здоровое общество должно проводить политику ядерного разоружения, свободного доступа к информации всех членов общества, нуждающихся в  этой информации, запрета на ее сокрытие и утаивание, гуманного и щадящего использования природных ресурсов страны и всей планеты, разумного развития техники, результаты и открытия которой не вредят здоровью людей и т.д.

По мнению Фромма, чтобы общество и человек были здоровыми, нужно сделать новый поворот в дальнейшем прогрессивном развитии демократической системы. Его идеи оздоровления общества и человека касаются избирательной системы и новых изменений и преобразований, которые должны произойти в управлении промышленностью. Идея Фромма о новой эффективной избирательной системе приводит его к выводу, что любые решения не могут приниматься массовым голосованием на выборах, а должны приниматься и обсуждаться малыми группами (коммунами, трудовыми общинами), что раньше соответствовало городскому собранию, которое объединяло вокруг себя пять сотен человек. Фромм предлагает возродить принцип городского собрания в современном постиндустриальном обществе. Такая мысль Фромма приводит к тому, что принятие решений будет идти не только сверху вниз, но и снизу вверх. Главное в этом процессе, согласно Фромму, является то, что граждане будут принимать активное участие в политике страны, станут более политизированными, что приведет к общей ответственности граждан за свою жизнь и жизнь всей страны, и каждый гражданин общества приобретет роль активного участника социума, где общественные проблемы отождествляются с личными. Но, к сожалению, Фромм не предпринимает практических шагов для реализации своей цели, а выдвигает только предложение о создании малых групп, поэтому эта идея осталась нереализованной.

Как нам представляется, идею приоритетного развития малых групп, влияющих на демократизацию общества, высказанную Фроммом, можно применить  к российским реалиям. Следуя заповедям Фромма, российское общество использует идею развития малых групп в своем демократическом развитии. В российском обществе происходит децентрализация центральной власти с передачей все большей власти регионам. Передача властных полномочий от центральной федеральной власти региональной приводит к более рациональному, успешному и плодотворному развитию регионов, так как на местах острее чувствуют проблемы области и знают, как возникшие проблемы следует решать в локальной экономике. 

Важна и интересна идея Фромма об изменении в управлении промышленностью, отвечающая на вопрос: к какому идеальному обществу должны стремиться рабочие, занятые на производстве? По убеждению Фромма, к такому обществу, где они будут иметь контроль над промышленным производством, т.е. задачу фактического управления производством следует передать рабочим, непосредственно занятым на производстве. В их компетенцию должны входить следующие функции: распоряжение производством, распределение и обмен. Рабочие должны взять в свои руки не только управление промышленностью, но и избрание рабочих на должностные места. Они должны разбираться в сложном  механизме функционирования промышленности и торговли и самое важное контролировать процесс производства от начала и до конца.  

Обобщая концепцию здорового общества и душевно здорового человека Фромма, есть основания полагать, что высказанные им идеи в данный период развития современного постиндустриального западного общества являются утопичной, нереалистичной, недостижимой мечтой. Идея Фромма об изменении политики избирательного права в ближайшем будущем не будут использована, потому что фактически каждый член общества формально участвует в выборах, глубоко не вникая в экономические и политические проблемы общества. Такое положение дел будет происходить в избирательной системе до тех пор, пока человечество не сумеет построить общество, в котором общественные интересы будут тождественны интересам всех ее членов.

Недостижимой мечтой является также идея Фромма о привлечении рабочих к управлению производством, потому что по законам экономики двигателем развития производства является получение прибыли и присвоение ее акционерами, вложившими свой капитал в развитие производства, а не распределение прибыли непосредственному создателю ее, рабочему, в которой он  доли не имеет. При капитализме экономика основана на наемном труде или «наемном рабстве» и справедливо писал Коул Д.– английский историк, экономист и реформатор, что «наемное рабство будет существовать, пока существует человек или институт, господствующий над другими людьми, ему придет конец, когда рабочие научатся ценить свободу выше своего благополучия»[4] и тогда  мир изменится в лучшую сторону.

Однако, надо признать, что высказанные философом идеи имеют глубокий смысл, но, к сожалению, они не нашли преломления в современной действительности. Его концепция здорового общества не является реальной программой преобразования современного общества, поскольку она не была взята за основу общественными и политическими движениями, возникшими в странах Европы в ХХ веке. Как нам представляется, современное общество на данном этапе развития находится на пути к новым преобразованиям, но человек как сосуд полностью не наполнился нормами морали и гуманистической этики и не стал морально обновленным. По Фромму. обществу необходима новая этика отношений между людьми, которая будет способствовать демократическому преобразованию общества.



[1]  Фромм Э. Иметь или быть. М., 2006. С. 307.

[2]  Там же. С. 34.

[3]  Там же. С. 174.

[4]  Cole G. The Meaning of Indusrial Freedom. L., 1918. P. 3, 4.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба