Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2012

Холодный В.И.
Философский пароход. Метафизические уроки жизнетворчества Ленина и Бердяева

Всё случайное не случайно. Отправляли на пароходах и поездах интеллигенцию, лучшие умы России, как обыкновенно выражаются. Среди них было всего 20 философов. И вдруг появилось понятие: «Философский пароход». Оно зафиксировало значимый для планеты, а для России в особенности, приоритет философии, что именно она способна наиболее адекватно ответить на вызовы времени. В большей мере способна ответить не академическая, а спонтанная философия, рождающаяся в глубинах иррационального Духа человека. Притом, не всякие спонтанные идеи своевременны, а те, которые органически вписываются в практическую жизнедеятельность. Особый метафизический смысл Парохода состоит в том, что отправляли за границу двух провиденциальных мыслителей Николая Бердяева и Ивана Ильина, чьё жизнетворчество базировалась на интегративных прозрениях. Они в отдалённой перспективе частично ответили на вызовы не своего, но будущего времени. Но гораздо глубиннее, и потрясающе актуально ответили на смертоносные вызовы катастрофического времени Владимир Ленин, Максим Горький и Иосиф Сталин. Именно они в своём жизнетворчестве проявились как самые значимые спонтанные мыслители ХХ века.

На чём базируется любое спонтанное аксиологическое жизнетворчество, мгновенно проявляющееся и авторитарно действующее? Оно базируется на чутье изначальных  неискоренимых архетипов, или, иначе сказать, на чутье изначальныхсмыслов человеческого  бытия. Эти не уловимые для сознания архетипы обусловливают такие же неуловимые смысловые тенденции в многообразных стихиях жизни. Именно мыслители, спонтанно улавливающие изначальные смыслы и временные смысловые тенденции, способны ответить на смертоносные вызовы времени. Ленин, Горький и Сталин слышали вызовы и действенно отвечали на них.

В интернете опубликована статья канд. ист. наук Сергея Константинова «Ленин, как зеркало русской интеллигенции». Автор искренне разделяет сегодняшние «демократические» настроения, и весьма далёк от глубинных философских рассуждений. Он аргументированно объясняет, что русская интеллигенция, начиная с декабристов, боролась с русским государством, мечтала и жаждала уничтожить самодержавие и романовскую династию. Ленин также формировался в русле просвещённого протеста, но сумел, в отличие от всех, осуществить мечту интеллигенции на практике, а потом в высшей степени продуктивно занимался созидательной деятельностью и многое сделал для восстановления государства. Я приветствую такую оценку, но воспринимаю ситуацию иначе. Да, интеллигенция жаждала уничтожить самодержавие, православие и народность, уничтожить три кита, на которых стоит и зиждется Российская цивилизация. Но не Ленин, а либералы и тогдашние консерваторы осуществили антигосударственную мечту интеллигенции. А Ленин возродил и спас те первоосновы, на которых базируется жизнедеятельность России, а в будущем и жизнедеятельность всего мира. Место монарха неожиданно для себя занял сам Ленин, а потом Сталин, которых почитали советские люди  даже с большим вдохновением, чем царя. Место православия заняла вера в коммунизм (в моей терминологии, вера в первичный вариант грядущей секулярной соборности). А в народе раскрылся и многогранно проявился жизнетворный потенциал, который дремал в самодержавные эпохи. Пассивная народность превратилась в активную действенную силу. 

Именно благодаря спонтанной триединой вере в недостижимый коммунизм, в мифологизированного Ленина и Сталина, в миф о народе, как носителе изначального человеческого смысла, наши деды и отцы совершили невозможное чудо. В условиях многоликого чужеродного противостояния сформировался сакральный советский человек, способный духовно и физически выстоять в обстоятельствах неимоверных испытаний, сохранить страну и уникальную духовную цивилизацию, которая называлась Россией, а потом Советским Союзом. Под влиянием чудотворной веры советского человека весь мир на планете коренным образом преобразился и избежал всеохватной исторической катастрофы. Не сумей Ленин и большевики  поднять прирождённую ментальность народа на уровень духовно объединяющей веры, гражданские войны в России и во всём мире продолжались бы, наверное, целое столетие. Не большевики развязали гражданскую войну, как утверждают маргинальные либералократы. Большевики её погасили.

Спонтанная вера народа, оставаясь неизменной по своим неуловимым смыслам, призвана была после смерти Сталина меняться по своей осязаемой форме, и тем самым оживляться и обретать новое дыхание. Но пассионарные гении и жизнетворные обстоятельства так часто не рождаются, и потому в период брежневского коллективного руководства потенциально соборная вера начала терять сакральную силу и превращаться в омертвелую догму, в волновую круговерть стереотипов. То есть, в Советском Союзе нейтрализовалась глубинная смысловая первооснова, народ начал постепенно превращаться в индифферентное население и  СССР потерял способность сопротивляться чуждому давлению. На него налетели стервятники и уничтожили. Теперь мировое сообщество, потерявшее объединительную советскую веру и частично осознающее эту потерю, погружается в гражданские, межнациональные, религиозные, межгосударственные и другие противостояния и войны. Мир проваливается в бездну. А доморощенные «либералы» продолжают мечтать о «демократии», которая отжила свой век на Западе, а в других регионах она всегда поглощалась народной ментальностью.

В 1922 г. благодаря доминированию духовного единения народов, сакральной идеологии и диктаторской воли большевиков гражданская война в России затухала. Наступали иные по содержанию, но такие же трагические моменты истории. Ради сохранения и упрочения относительной стабильности в стране, актуализируется объективная необходимость нейтрализации любых идеологических проявлений инакомыслия. Между тем Веховская идеология являлась наиболее опасной, ибо предлагала альтернативные философско-религиозные смыслы. Она претендовала на универсализм и способна была изнутри подрывать идеологию большевиков, нацеленную на созидательный поиск. Кто-то другой мог воспринимать творчество Веховцев как абстрактное умствование, но только не  Ленин. Он с болью в душе постоянно осуждает творческую интеллигенцию за отчуждение от народных чаяний. Несмотря на это, Ленин совершает величайший подвиг гуманиста, когда решает отправить инакомыслящий цвет нации за границу. Тем самым он сохраняет её от ударов непредсказуемых событий в государстве, ещё весьма далёким от подлинной стабильности и безопасности, как внутренней, так и внешней.

С позиций маргинального воззрения любой окраски невозможно воспринять и душевно понять то, о чем я здесь говорю. Отчуждённые от народной почвы интеллектуалы могут доброжелательно назвать мои рассуждения иллюзорным лепетом, наивной попыткой представить «тоталитарный» режим в качестве не существующей духовной Вселенной. Примерно так толерантные маргиналы характеризуют  почвенников. На самом деле они изобретают зеркало и обнаруживают там  свои качества. Маргиналы всех мастей пытаются  демонизировать Ленина, большевиков и особенно Сталина. Мы сейчас не сможем обсудить эту многоаспектную проблему. Просто обратим внимание на Берия, который в восприятии всех людей вполне закономерно видится как палач, мясник и т. д. И нет ему оправдания и пощады. Между тем, даже Берия, как и все большевики, не был предателем Родины. Не могли быть предателями белогвардейцы, кадеты, народники, либералы, Керенский и такой же беспощадный, как Берия, Корнилов. Но никто из названных патриотов не улавливал реального пути спасения Отечества. Только Ленин и большевики спонтанно нашли верный путь к спасению Российской цивилизации, хотя устремлены были к мировой революции.

 Вся интеллигенция прошлых столетий, независимо от идеологических предпочтений, несла в себе патриотическую одержимость. А в 90-е годы ХХ века произошло массовое помутнение сознания и менее явно продолжается оно до сих пор. Особенно возмутительна под видом «защиты прав человека», пропаганда идеологии гомосексуализма, пуссириотного группового секса в общественных местах и массовой вседозволенности. Да, горбачёвы, ельцины, кравчуки, шушкевичи, чубайсы, фурсенки, олигархи и прочие оказались, кто невольными, а кто и откровенными предателями нашей Великой Родины. А где мы были: философы, учёные, писатели и все деятели искусства, журналисты…? Горбачёв проявил предательское малодушие и не арестовал Беловежских зубров. А мы продемонстрировали предательское равнодушие и не вышли на площади страны с протестами против развала страны. В начале ХХI века номенклатура всех уровней на корню уничтожала жизнетворные смыслы образования и мы, индифферентные философы, оказались соучастниками этого вопиющего преступления. И даже на конгрессе не высказали свой коллективный протест. Между тем, надеюсь и верю, что придёт час всеобщего российского и мирового осознания беспрецедентной спонтанной мудрости и беспримерной стойкости Ленина, Сталина и большевиков. Глубинный философ Земли Русской Н.А. Бердяев и мудрейший идеолог белого движения В.В. Шульгин сумели выйти за пределы своих частных убеждений и по достоинству оценить величайшие интегративные деяния большевиков и поблагодарить их за спасение Отечества. Ленинская спонтанная  и Бердяевская рефлексивная философия давно органически слились воедино с более ранней жизнетворной русской мыслью. Вписываясь в Ленинско-Бердяевский мир Понимания, и ощущая уроки «Парохода», мы сможем ответить на смертоносные вызовы фашизированного глобализма и сформировать идеологию соборного единения народов планеты. Попытаются выявить и действенно осмыслить интегративные уроки и смыслы поисковой русской мысли профессионалы в области философии? От этого зависит решение многих российских и мировых проблем глобального характера.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба