Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2013

Кульбижеков В.Н.
Заметки об Овсянниковской международной эстетической конференции

Самое главное в любом научном мероприятии – это особая атмосфера, создаваемая ее участниками. V Овсянниковская эстетическая конференция (декабрь, 2012 г., МГУ имени М.В. Ломоносова) собрала маститых ученых, регулярно принимающих участие в ней, давно и плодотворно сотрудничающих как в творческих союзах, так и поодиночке в области эстетики, философии искусства, науки о культуре. Ощутимо свежую и яркую струю в атмосферу конференции вносят и молодые специалисты. Название конференции – Овсянниковская, а это всегда накладывает особый отпечаток на саму энергетику проводимых в рамках конференции мероприятий.

Осмысление, философское обоснование и интерпретация самых «продвинутых» современных арт-практик есть настоятельная потребность в наши дни. Но потребность эта продиктована не каким-то «социальным заказом», а заказом человеческого естества, его души и разума. Это особенно актуально, когда мы наблюдаем разорванность, фрагментарность человеческого бытия, когда не только деятельность человека, но порой и сам человек как личность дробится, размывается на бесчисленное количество собственных «знаков», «следов», означающих и означаемых. Поэтому нахождение скрытого смысла, преодоление «зауми», «безумия» и «бессмысленности» стало основным вектором развития конференции, тема которой «Синхрония и модели смыслополагания в современной эстетике» задала совершенно определенный ракурс рассмотрения и интерпретации эстетических аспектов постмодернистского дискурса. Не распыление, но созидание, не рассогласование, а «синхрония». К сожалению, проще всего опорочить, высмеять то, что непонятно, что вызывает гораздо больше вопросов, чем ответов. 

Еще Платон говорил, что боги даровали людям искусство, чтобы привести в согласие расстроенное круговращение человеческой души. Основная альтернатива современного искусства как раз и звучит следующим образом: «расстроить» или согласовать, разрушить или воссоздать... А может быть, тотальное «расстраивание», распадение всего и вся, столь отчетливо, выпукло и зримо  репрезентированного в современных арт-практиках, как раз и есть залог будущего возрождения и гармонизации?

В своем интервью академик К.М. Долгов говорит: «Постмодернизм попытался, вопреки модернизму, структурализму и постструктурализму, который рассматривает структуры, – а структуры чего, не так важно, – попытался вернуться к сути дела. Постмодернизм все время рассматривает какие-либо человеческие, гуманистические аспекты, и в этом смысле, думаю, нам надо ценить постмодернистскую философию – Деррида, Делеза, Бодрийяра, Барта и многих других... Они дали образцы тонкого и глубокого анализа культуры прошлого и современности. И в этом смысле я оцениваю постмодернизм положительно, в отличие от многих других, которые чуть ли не весь постмодернизм отрицают»[1].

Очень серьезные вопросы поднимались в пленарном докладе заведующего кафедрой эстетики МГУ имени М.В. Ломоносова д.ф.н., проф. А.С. Мигунова «Текст, интертекст, гипертекст». Пафос выступления заключался в том, что проблемы, поднятые в постструктурализме, имеют более глубинное обоснование и более глубинную предысторию, чем это может показаться на первый взгляд. Так, к примеру, «онаучивание» музыкального искусства современности, мудреная техника додекафонии на самом деле есть не что иное, как своеобразное возвращение к музыкальной практике Средневековья, где совершенно аналогичным образом все рассчитывалось, измерялось, но, разумеется, подчинялось иным структурным и эстетическим принципам. А понятие «гипертекст», конструирование нового текста, нового смысла и заранее заданных «фрагментированных» кусков текста  сопоставимы с изобретением алфавита, когда конечное число символов способно порождать бесконечное количество текстов. Поструктурализм, по мнению А.С. Мигунова, не только ставит, но и решает важнейшие проблемы эстетического выражения. Ставит вопросы  не только «что», но и «как», каким образом происходит становление, оформление той или иной идеи, той или иной вещи.

Не теряют актуальности, как показал доклад д.ф.н., проф. Т.В. Кузнецовой, взаимодействие и даже «синхрония» глубинных, корневых пластов народной культуры и современного искусства. Включение народных, национальных мотивов в число приоритетных для качественного, интенсивного развития именно современного искусства и культуры не подлежит никакому сомнению. Автор доклада приводит убедительные примеры и аргументы в пользу плодотворности подобного подхода.

Но не только научные исследования были предметом обсуждения на конференции. Важнейшим итогом стало стремление консолидировать всю научную философскую, эстетическую общественность. Так, К.М. Долговым было предложено реконструировать, а по сути реанимировать существующую Эстетическую ассоциацию. При подведении итогов конференции вопросы, связанные с выработкой нового устава, регламента работы эстетической ассоциации, основных задач и перспектив стали одними из самых обсуждаемых.

Очень интересной и впечатляющей стала и выставка книг участников конференции.



[1] Долгов К.М. Смысл жизни –в нахождении истины, в утверждении добра, во внесении в жизнь красоты // Эстетика как образ жизни. К юбилею Константина Михайловича Долгова. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. С. 22.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба