Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2013
20-22 июня 2012 года в Рио-де-Жанейро прошла Конференция ООН по устойчивому развитию, состоявшаяся через двадцать лет после Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992). Форум получил название «Рио +20», поскольку был приурочен к 20-ой годовщине «Саммита Земли». Конференция стала масштабным международным событием начала XXI века, а общее число участников составило 45 тысяч человек. В работе форума приняли участие 192 национальные делегации, почти половина из которых была представлена на уровне глав государств и правительств.
Новая парадигма развития
Конференция ООН по устойчивому развитию «Рио+20» сформировала геополитический, геоэкономический, геоэкологический тренды мирового развития. Она дала адекватный ответ на вызов трех глобальных перемен в жизни человечества – глобализации, кризиса мирового капитализма, новой технологической революции – и наметила контуры устойчивого будущего человечества. Конференция ООН «Рио+20» инициировала процесс разработки целей комплексного устойчивого развития, охватывающих экономическую, социальную и экологическую составляющие и приняла постановление учредить межправительственный политический Форум высокого уровня. Этот Форум, в частности, должен обеспечить политическое лидерство и руководство, вынесение рекомендаций по вопросам устойчивого развития, а также отслеживать и анализировать прогресс в выражении целей устойчивого развития и обязательств по реализации планов действий, принятых на конференциях ООН. Конференция призвала необходимость «благого управления» мировыми процессами в целях обеспечения общей безопасности и общего блага. Она заявила о необходимости более широких мер оценки человеческого прогресса, чем показатели ВВП, чтобы принимать более взвешенные стратегические решения и в этой связи призвал Статистическое управление ООН разработать новые индикаторы устойчивого развития.
Конференция «Рио+20» подтвердила политическую приверженность глав государств и правительств, мирового гражданского общества всем принципам деклараций по устойчивому развитию, принятых в Рио-де-Жанейро (1992) и Йоханнесбурге (2002). Одновременно Конференция «Рио+20» предложила более комплексный и системный подход к проблеме устойчивого развития, чем ранее.
Что мешает продвижению идеи устойчивого развития? Во-первых, капиталократия и корпоракратия, во-вторых, зеленый экстремизм, в-третьих, национальный эгоизм. Тот факт, что представители именно этих сил и движений попытались объявить итоги Конференции ООН в Рио-де-Жанейро «провалом» свидетельствует об обратном (противоположном), то есть об успехе «Рио+20», связанном именно с преодолением узконациональных, узкокорпоративных, сектантско-экстремистских подходов к проблемам развития и окружающей среды. Для обеспечения устойчивого развития мира уже недостаточно призывов в защиту окружающей среды. Конференция ООН «Рио +20» признала приоритетное значение развития человеческого потенциала, обратив особое внимание на укрепление системы социальной защиты, обеспечивающей устранение неравенства, изоляции и нищеты. Конференция ООН «Рио+20» смогла дать человечеству всеобщий язык – язык практического гуманизма, на котором можно обсудить цели устойчивого развития и проекты будущего. Она стала стартовой площадкой для новой парадигмы развития.
Итоговый документ Конференции ООН «Рио+20» подчеркивает «необходимость того, чтобы устойчивое развитие имело инклюзивный характер и чтобы в его центре стоял человек, чтобы плодами развития пользовались все слои населения, включая молодежь и детей, и чтобы в него было вовлечено все общество». Как известно, Президент Российской Федерации В.В. Путин поставил главной целью политики РФ построение справедливого общества, где были бы выполнены эти требования инклюзивности, как главного условия устойчивого развития. О необходимости новой парадигмы развития говорил Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев в своей речи на Конференции «Рио+20».
Новая парадигма мирового развития, то есть курс на устойчивое развитие, согласно Конференции «Рио+20», предполагает инклюзивный и справедливый экономический рост, создание более широких возможностей повышения базовых стандартов жизни для всех, сокращение неравенства и поощрение социальной справедливости, повышение устойчивости экосистем перед лицом новых вызовов. Главы государств и правительств выразили приверженность построению ориентированного на прогресс справедливого и демократического общества, обеспечению экономически, социально и экологически устойчивого будущего для нашей планеты, нынешнего и будущего поколений.
Идею сокращения социального неравенства и изменения структуры потребления в пользу бедных слоев населения и бедных стран отстаивали лауреаты Нобелевской премии Джон Салстон, Карло Руббиа, Адольф Перес Эскивель, Рэ Квон Чунг, Винсент Каллаган Теренс, Раджендра Пачаури.
Новая парадигма мирового развития, выдвинутая Конференцией «ООН+20», по сути дела, представляет собой посткапиталистический проект глобализации; и все же я считаю, что мировая политика устойчивого развития должна включать в гораздо большой мере, чем предложил Саммит «Рио+20», социально-политические и духовно-нравственные усилия и меры по обеспечению всеобщей безопасности и жизнеспособности, по гуманизации технологий и «общества знаний». Если решение проблемы устойчивого развития невозможно в рамках капитализма, как показывает опыт последних десятилетий, то необходимо искать новые – социалистические, коммунитаристские – модели организации экономики и общественной жизни.
Устойчивый Прогресс
Большинство определений устойчивого развития включает положение о том, что необходимо поддерживать социальную и экологическую устойчивость в течение неопределенно долгого времени. Сегодня, в условиях новой технологической революции, императива Sustainability уже недостаточно. Следуя духу «Рио+20», предлагаю расширить стандартное определение устойчивого развития и ввести в научный оборот понятие «Устойчивый Прогресс».
Одним из первых, кто озвучил проблему Устойчивого Прогресса, был А.С. Пушкин. «Устойчивость – первое условие общественного блага, – писал он – Как согласовать её с бесконечным совершенствованием». Смысл Устойчивого Прогресса, что конгениально мыслям великорусского поэта, как раз и состоит в бесконечном совершенствовании жизни (и общества, и природы), согласованном с требованием общего блага и устойчивости бытия.
Понятие Устойчивого Прогресса позволяет оттенить социалистическую интенцию концепции устойчивого развития и наделить её космическим оптимизмом ноосферного проекта (В.И. Вернадский, Тейяр де Шарден).
Вектор Устойчивого Прогресса в наступающую эпоху ноосферы совпадает со сменой циклов мирового развития: заканчивается западный (капиталистический) и начинается восточный (посткапиталистический) цикл. В связи с этим исключительный интерес представляет теория и практика модернизации Китайской Народной Республики под руководством Коммунистической партии Китая.
Коммунистическая партия Китая рассматривает устойчивое развитие как всесторонний (социальный, экономический, политический, экологический, нравственный) прогресс и ориентирует народ Китая на Устойчивый Прогресс в направлении к Коммунизму. Уже в этом пятилетии коммунистический Китай станет мировой державой, выйдя на первое место в мире, как по экономическому, так и человеческому потенциалу. Китайская Компартия одновременно признает, что некоторые параметры прогресса несоизмеримы, что необходим гибкий и осторожный подход к проектированию будущего, учитывающий и регресс, и риски. Такому диалектико-реалистическому стилю мышления и действия надо учиться у великого Ленина, полагают китайские коммунисты.
Следуя примеру Китая, нам не следует слепо копировать капиталистическую систему неолиберального типа, переживающей глубокий кризис не только финансово-экономического, но и духовно-мировоззренческого характера. Необходимо найти собственный путь Устойчивого Прогресса, опираясь на исторический опыт, на социалистическую традицию. И вот что важно отметить: ни устойчивость, ни прогресс не приходят сами собой – они требуют политической воли, смелого руководства и героического реализма.