Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2013

Крымец Л.В.
Особенности преподавания философии и философии управления в контексте военной деятельности

Объектом данной статьи следует считать процесс преподавания философских дисциплин в высших военных учебных заведениях. Автор, имея уникальный опыт работы в трех ведущих ВВУЗах Украины, предложит вниманию читателей некоторые обобщения относительно методологических подходов к организации преподавательской работы в военных вузах, и рекомендации по поводу оптимизации научной и научно-технической деятельности в военной сфере.

Для того, чтобы читатель отчетливей представил контекстуальные особенности и специфику именно военной среды, необходимо сделать некоторые замечания. Для начала следует уяснить, сто любая учебная дисциплина, в том числе и философия, в высшем военном учебном заведении жестко нормирована и регламентирована как на организационном, так и на исполнительском уровне. Преподаватель философии высшего военного учебного заведения кроме базовой программы и методических разработок по своей дисциплине должен ориентироваться в достаточно широком спектре нормативно-правовой документации: стандартах высшего военного образования, приказах и директивах законодательных органов, изучать концепции и соответствующие инструкции.

Когда в ВВУЗ по результатам конкурса приходит новый преподаватель, то процесс его подготовки к занятиям (не зависимо от научного звания и статуса) занимает порой значительное время. Только при условии полного овладения вышеуказанной нормативно-правовой базой и после проведения пробного занятия коллективом соответствующей кафедры оформляются рекомендации, а руководством ВВУЗа принимается решение о допуске преподавателя к проведению занятий.

Следующим пунктом в процессе организации преподавания философии в высшем военном учебном заведении следует считать отработку методического фонда дисциплины. Как в распоряжении учебной части кафедры, так и на рабочем месте преподавателя должны быть заверенные соответствующим образом следующие документы: Программа учебной дисциплины, Рабочая программа учебной дисциплины, методические разработки по всем видам занятий, планы проведения занятий, задания для самостоятельной подготовки курсантов (студентов, слушателей) и методические указания для написания рефератов, докладов, курсовых и творческих работ. На уровне обязательных требований в некоторых военных ВУЗах присутствуют указания по подготовке преподавателем визуальных презентаций для каждой темы курса отдельно.

Возникает необратимый вопрос: как такую сводную по определению и творческую по существу науку, как философия, можно загнать в столь тесные формальные рамки? И это при том, что базовый курс философии в военном ВУЗе Украины составляет 108 часов, читается на протяжении двух учебных семестров и включает в себя кроме истории философии, онтологии, гносеологии, социальной философии (философия управления читается отдельным курсом), еще и логику, религиоведение, этику и эстетику… Автор отвечает на поставленный вопрос исходя из личного опыта.

Философии как творчеству в высшем военном учебном заведении – быть!

Любая система, в том числе и военная организация, обладает потенциями как к ограничению развития науки путем нормативной регламентации, так и к её оптимизации посредством обеспечения достаточной материальной поддержки образовательного процесса, стремления к реализации международных научных связей, предоставления определенных возможностей для публикации научных работ за счет ведомства.

Позитивным моментом в процессе достижения намеченной цели есть факт относительной закрытости военной организации как структуры, что способствует возникновению возможностей для постоянного научного взаимодействия преподавательского состава с курсантами (студентами, слушателями). Как индивидуальные, так и групповые дополнительные консультации можно проводить во время проведения обязательной самоподготовки.

Кроме того военное ведомство, согласно специфике своей деятельности, проводит постоянную работу по формированию позитивного имиджа силовых структур в информационном пространстве. Философы, обладая определенными профессиональными навыками по формированию мировоззрения и имея необходимый опыт методологической работы, оказывают ведомственным (а в особенности – законодательным) органам необходимую помощь при разработке государственных программ.

Также следует заметить, что согласно Концепции гуманитарного и социального развития, в Вооруженных Силах Украины назрела необходимость формирования новой военной элиты. Со своей позиции, мы определяем военную элиту как социальную системно-антропологическую целостность, субъектами которой являются военнослужащие – профессионалы высочайшего уровня: истинные патриоты своего Отечества, социально активные, компетентные и всесторонне развитые субъекты воинской деятельности, обладающие высоким уровнем самосознания, современным научным мировоззрением и высокой степенью социальной ответственности.

Формирование указанных качеств происходит именно на занятиях социально-гуманитарного цикла, в том числе философии, что позволяет создать условия для дальнейшего роста интеллектуального, нравственного и культурного потенциала каждого военнослужащего и формирования сознательной мотивации к постоянному военно-профессиональному совершенствованию.

Делаем вывод. Военные философы в Украине ощущают себя не просто источниками знаний и трансляторами социо-культурных ценностей в процессе преподавания философских дисциплин. Каждый из них чувствует себя вовлеченным в контекст государственного строительства и формирования нового поколения военной элиты, что даже при всех ограничениях, имеющих место в системе Вооруженных Сил, позволяет повышать престиж самой философии и её статус как профессии.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба