Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2013

Карташова Е.Р.
Жан Жак Руссо и современность

Читая работы философов прошлого, убеждаешься, что современное общество в своей жизни мало использует их творческое наследие – образцы человеческой мудрости, т.к. не ощущается влияния зачастую столь полезных высказываний, которые, не смотря на эволюцию мировоззрений, остаются значимыми и часто не утрачивают актуальности. Это может быть отнесено и к философу, просветителю, теоретику педагогики Жан Жаку Руссо (Jean Jacques Rousseau). Возобновим в памяти некоторые его общественно-политические, философские и просветительские воззрения и постараемся соотнести их с современностью. И как сказал другой мудрец голландец Эразм Роттердамский: «Читая, ты должен основательно продумать, чтобы прочитанное обратилось в твою плоть и кровь, а не было сложено в одной памяти, как в каком-нибудь словаре». Свои общественно-политические идеи Руссо изложил в работах «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755, рус. пер. 1770), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762, рус. пер. 1906), где он впервые в политической философии затронул причины социального неравенства. Руссо исходил из того, что государство возникает в результате общественного договора. Он полагал, что благодаря разумному законодательству, как выражению общей воли граждан, можно уменьшить разрыв в имущественном неравенстве. Сегодня во многих странах мира у граждан возникает тревога за свое государство, поскольку они видят для себя множество угроз. Ощущается необходимость в том, чтобы административное управление постоянно имело обратную связь со своим народом, а монетная концепция почти всех стран мира, служащая финансовой схеме, не нуждается в налаживании обратной связи со своим народом. Идеи Руссо помогают разрабатывать подходы к эффективному контролю за деятельностью правительства. Он обосновал разумность принятия законов самим народом. Не без его влияния возникли такие демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива, возможное сокращение срока депутатских полномочий, отзыв депутатов избирателями и другие.

Руссо впервые затронул проблему конфликта природы и развития цивилизации – таких ее совершенных достижений как наука и искусство. В работе «Рассуждение о том, способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов» (1750, рус. пер. 1908) утверждалось, что культура (науки, искусство, законы), делая жизнь более комфортной, ослабляет природные качества человека, отчуждает от самого себя, зачастую не улучшая его нравственный облик. По тем временам эта идея воспринималась как оригинальная.

В наши дни, когда человек активно участвует в дисбалансе Планеты, разрушая почвы, «шагреневую кожу» Земли, сокращая многообразие жизненных форм, забывая, что он часть всего живого биоса, коэволюционно связанного с ним массой незримых нитей, эта проблема становится самой актуальной. Мир с тревогой говорит о стоящем перед человечеством радикальном аксиологическом выборе между безудержным ростом потребления и сохранением природы, тесно связанным с физическим и нравственным здоровьем человека.

Н.Н. Моисеев писал: «…антропогенные изменения окружающей среды уже при жизни одного поколения существенно меняют условия жизни людей и надежда на “естественную”, т.е. стихийную, адаптацию цивилизации человека к подобным изменениям становится не только иллюзорной, но и крайне опасной». Биологи МГУ им. М.В. Ломоносова полагают настоятельной необходимостью для современной цивилизации довести до сознания всех и каждого философски осмысленный материал биологического знания, имеющий экологическую направленность и базирующийся на биосферном мировоззрении и коэволюционной стратегии.

Сегодня биологическая наука уделяет значительное внимание онтологии натурализма (от лат. natura – природа), который акцентирует связь человека с природой, породившей его и вложившей в него свои законы, проявляющиеся в человеческом поведении, психике, социальной и политической организации. При этом претерпевает изменения ядро биолого-экологического образования, становясь востребованным для небиологов, людей, не связывающих свою жизнь ни с биологией, ни с экологией как таковой. Таким новым направлением в преподавании биологии становится гуманитарная биология, охватывающая все возможные вклады современных биологических наук в жизнь общества и включающая в себя: биософию, биополитику, всеобщую экологию, биоэтику, биоэстетику и биосемиотику. Гуманитарная биология базируется на осмысленной с позиции философии системе знаний о жизни, основанных на изучении многоуровневых объектов биоса, являющихся носителями жизни. Гуманитарная биология исходит из высших естественных ценностей бытия, закладывает идеалы реального гуманизма. При преподавании гуманитарной биологии рекомендуется проведение ряда занятий в парках, выезды в природные заказники федерального и регионального значения, поощряется экологический туризм с серьезными беседами о единении человека со всей Природой.

При этом важно уделять внимание вопросам педагогики, которые развивал Руссо, изложенные им в романе – трактате «Эмиль или О воспитании» (1762, рус. пер. 1807). Руссо выступал против «дрессировки» при обучении, что зачастую мы видим при подготовке школьников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) – не лучшего введения в российские школы, благодаря педагогической реформе.

Руссо полагал, что воспитание должно развивать силы и способности детей. Он выдвинул идею «естественного» воспитания, вне общества, на лоне природы, сообразно с природой. Задача воспитания, а не только обучения – создать наиболее благоприятную обстановку для развития в человеке его природных «совершенных» задатков. Идея воспитания и обучения вне общества в наши дни не может быть принята, а вот уважение к личности обучаемого, учет его возрастных особенностей, индивидуальных склонностей, о чем также говорил Руссо, и его мысли о том, что каждый гражданин разумно организованного общества должен обладать полезными знаниями о природе и обществе, очень актуальны. Актуально и воспитание подрастающего поколения в духе глубокого уважения к труду, как полагал Руссо, а не поколения потребителей. Уделять внимание нравственному воспитанию молодежи при ее обучении необходимо для построения сильного инновационного государства.

Литература

  1. Жан Жак Руссо. Собрание сочинений. Киев, 1904.
  2. Философский словарь. М.: Республика Современник. 2009. С. 586, 587.
  3. Малая советская энциклопедия. Т. 8. Гос. науч. изд. «Советская энциклопедия». М., 1960. С.75-77.
  4. Российская философская газета. № 6 (68) июнь. 2012. С. 1, 2, 7.
  5. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. М.: Олма Медиа Групп, 2010. С. 153-156.
  6. Актуальные вопросы всеобщей экологии. По материалам Международного (СНГ) семинара. Казань, 2007. 244 с.
  7. Биополитика. Открытый междисциплинарный семинар на биологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Избранные сообщения – тезисы. Вып. 3. М.: Биологический факультет, МГУ. 2007. –49 с.
  8. Гуманитарная биология и экология. Учебно-методическое пособие для средней общеобразовательной школы, лицеев, колледжей и университетов. М.: Изд. Московского университета. 2011. – 93 с.
  9. Экологический туризм. Перспективы развития в центральном регионе России. Материалы международной научно-практической конференции. 10-11 декабря 2009. Владимир. – 202 с.
Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба