Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2013

Мантатов В.В.
Проект евразийского союза: устойчивое будущее, которое рождается сегодня

Российское общество сегодня переживает глубокий духовно-нравственный кризис: налицо потеря общих ценностей и целей, перестала действовать «вера в положительную действительность высшего мира», по выражению В.С.Соловьева. В Советской России – после Великой Октябрьской социалистической революции – такой трансцендентальной верой была вера в историческую миссию нашей страны, строящий новый мир, имя которому коммунизм. Люди говорили: «Мы знаем, для чего мы живем: мы строим коммунизм. На нас весь мир смотрит!». В постсоветской России нет этой веры в будущее.

В 90-е годы прошлого века неолиберальные реформаторы, пришедшие к власти в России, используя факт недовольства населения дефицитом товаров, стали насильственно насаждать символы и атрибуты капиталистического общества потребления. Мы получили рынок товаров, построили общество потребления, но оказалось, что это не просто тупик, а путь к «разрушительному самоедству». Сегодня в стране страшно неустойчивая ситуация, порожденная, в частности ненормальной социальной и имущественной дифференциацией. По данным Государственной Думы Российской Федерации, на 0,8 процентов населения приходится свыше 40% совокупных доходов физических лиц. Коэффициент различия между 20-процентами наименее обеспеченных и 20-процентами наиболее обеспеченных граждан в три раза больше нормального уровня (такой уровень был в конце советского периода). Это всё эффект двухполюсной экономики – экономики богатых и экономики бедных, – построенной на паразитическом потреблении меньшинства и депривации большинства.

Трагическим следствием внедрения неолиберальных потребительских установок явилось разрушение духовно-нравственных основ христианско-коммунистического мира (труд, честность, справедливость, общее благо и т.д.). В полном соответствии с законом капиталистического накопления в российском обществе восторжествовал принцип халявы: «возможный максимум потребления при минимуме усилий для его получения» (А. и Б. Стругацкие). Торжествующая халява сопровождается беспределом коррупции. Сегодня очевидно, что борьба с коррупцией не будет иметь успеха до тех пор, пока не будут искоренены социально-экономические корни коррупции. Корень зла – неолиберальный капитализм. Это поняли в Китае, это предстоит понять и нам.

По мнению многих российских философов, трагедия постсоветского общества заключается в том, что оно встало на пагубный путь отказа от собственной социальной и национальной идентичности в угоду глобальному капитализму, материальной цивилизации. «В России за всю историю ее существования, – пишет известный русский философ К.М. Долгов, – на первое место выдвигалась культура духовно-религиозная, философская, художественная, эстетическая, а не накопление богатства, не материальный интерес и не материальная цивилизация. Да и после революции, в период социалистического строительства, если и шла речь о материальных благах, то лишь в общегосударственном, общесоциальном смысле»[1]. Современной России теперь предстоит доказать, что она является достойным продолжателем социалистической и духовной цивилизации.

Историческая традиция не обязательно является надежным проводником в будущее, и все же мы не должны отказываться от цивилизационной идентичности. Устойчивое будущее России, на наш взгляд, это социалистическая цивилизация. Россия и капитализм не совместимы как гений и злодейство. Но при этом мы должны понимать, что тоталитарно-государственный социализм есть такой же путь к апокалипсису, как и неолиберальный капитализм с его тоталитарной рыночной коммерциализацией. Современный социализм – это социал-демократическое и духовно-нравственное общество с устойчивым развитием. Сегодня очевидно, что нам не следует слепо копировать западную модель капитализации, что необходимо найти собственный путь Устойчивого Прогресса и восстановить веру в историческую миссию России как великой евразийской Державы. В этом отношении исключительный интерес представляет опыт социалистических преобразований в СССР. Несомненным фактом является то, что Советский Союз был величайшей евразийской Державой, в определенном смысле и образцом глобальной ноосферной цивилизации. Основоположник СССР В.И.Ленин рассматривал Советский Союз как открытый союз свободных республик, который должен привлекать другие народы исключительно добровольными соглашениями на создание общего государства. Создатель учения о ноосфере В.И. Вернадский оценивал советское социалистическое общество, как начало перехода к государственному строю сознательного воплощения ноосферы.

В эпоху глобализации жизненно важное, судьбоносное значение приобретает создание нового эффективного интегрального общества на постсоветском пространстве со своей институциональной атрибутикой (с учетом опыта СССР). С 1 января 2012 года действует Единое экономическое пространство на территории России, Казахстана, Белоруссии. К 2015 году планируется создание Евразийского Союза. Но, есть вещи и более космополитичные, чем единая экономика. Мы имеем в виду общие ценности и идеалы, которые сплачивают народы в рамках одного Союза. Эту интегрирующую функцию, на наш взгляд, мог бы выполнить социалистический проект устойчивого развития. Проект Устойчивого Будущего, возрождающий космогенно-исторический оптимизм марксистско-ленинской теории коммунизма и концепции «Восхождения к Ноосфере» (В.И.Вернадский).

В перспективе данный проект может стать маяком создания Большого Евразийского Союза, то есть интеграции России с Китаем. Существенным основанием для такого предположения является то обстоятельство, что идеалом правящей партии Китая является коммунизм, а целью – построение социалистической экологической цивилизации. 18 съезд Коммунистической партии Китая поставил задачу к 100-летию КНР превратить Китай в могущественное, цивилизованное, гармоничное, модернизированное социалистическое государство на принципах устойчивого развития.

История развивается циклично: сейчас заканчивается западный (европейский) цикл глобального развития и начинается восточный (азиатский) цикл. Смена циклов, как правило, совпадает со сменой мировых цивилизаций, со сменой лидеров глобального развития. Уже в этом пятилетии коммунистический Китай станет мировой державой, выйдя на первое место в мире, как по экономическому, так и человеческому потенциалу.

Учитывая общемировой тренд на текущий момент, России необходимо больше ориентироваться на Восток, на Китай в вопросах устойчивого (долговременного) развития. Нельзя допустить того, чтобы всякие недоброжелатели поставили Россию «в растяжку» между капиталистическим Западом и коммунистическим Китаем. Разгорающийся кризис мирового капитализма делает социалистический опыт Китая бесценным, поскольку никакой другой альтернативы в мире пока нет. Возможно, судьба всей человеческой цивилизации зависит от благополучного исхода строительства «социализма с китайской спецификой».



[1] Долгов К.М. Культура, цивилизация, глобализация// Диалог культур в условиях глобализации. Бакинский форум. М., 2012. С.483.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба