Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2013

Скибицкий М.М.
Новояз в России?!

Глобальная экономика – основа развития постиндустриального общества требует повышения внимания к человеческому фактору как ключевому, обусловливает необходимость усиления его культурного потенциала, ядром которого является язык.

В этих условиях сохранение национального языка, его свободное функционирование в культурном пространстве является непременным условием выживания этноса. Язык  может не только творить, но и разрушать. Опасности, связанные с действием языка, предвидел уже Ф. Бэкон, когда писал об «идолах рынка», которые представляя собою площадную лексику, искажают словоупотребление, способствуют софизмам, дают превратное представление о действительности.

Возможность использования языка в антигуманных целях показал Дж. Оруэлл в знаменитой книге «1984». В ней описывается как в государстве Океания введен новояз с целью духовного порабощения граждан общества, установления и поддержания власти партии, господствующей в стране. Новояз представлял жесткую диктатуру языка. В его словаре не было ни одного нейтрального в политическом отношении слова. Полностью исключались такие слова как «честь», «справедливость», «мораль», «демократия», «наука». Механизм формирования новояза состоял в сокращении слов, чтобы люди не задумывались над их содержанием, употребляли автоматически. Создавались слова-цепи: мыслепол (полиция мыслей), минимир (министерство мира, т.е. войны), радлаг (лагерь радости, т.е. гулаг). В Океании были провозглашены три лозунга:  «Война – это мир», «Свобода – это рабство», «Незнание – сила».

Процесс разрушения национального языка можно видеть в современной России. Речь идет о стихийном формировании своеобразного новояза, который разрушает культуру. Российский новояз представляет собою две группы терминов. Первую – в значительной мере можно уподобить «идолам рынка», и она охватывает широкую сеть взаимоотношений людей в обществе. К этой группе следует отнести такие термины рыночного и криминального характера: бабло, баксы, замочить, клево, прикольно, кинуть, лопатник, перетереть, базара нет, крыша, крепчак. Высокий Лондонский суд при судебном споре Абрамовича и Березовского оказался в крайнем затруднении: судьи никак не могли понять, что означают термины «крыша» и «крепчак».

Термины российского новояза отражают определенные общественные отношения, действия, их оценку, но их объективное содержание свернуто, скрыто за словом, которое воспринимается чисто инструментально, как вещающее об обыденном, нормальном явлении. Например, за обыденно звучащим «замочить» скрывается преступное деяние.

Современная философия языка выявила, что язык – это мир человека. В нашем обществе складывается значительный слой людей с чрезвычайно узким жизненным миром, со словарным запасом на уровне печально знаменитой Людоедки Эллочки.

Вторая группа терминов новояза представляет собою особенно опасное вторжение в социально-аксиологическую сферу. Идеологи неолиберализма вводят в массовый язык понятие «состоявшегося» человека. Им объявляется разбогатевший (неважно какими средствами), имеющий возможность скупать собственность за рубежом, строить чудовищно дорогие яхты. Российский богач, купивший за 100 млн. долларов самое дорогое имение в США у американского миллиардера, объявлен радиостанцией бизнес-FM «героем нашего времени». Значит высококвалифицированных педагогов, рабочих, врачей, инженеров, трудящихся десятки лет и получающие маленькую заработную плату, нельзя зачислить в разряд «состоявшихся» людей. Но ведь их, «несостоявшихся», большинство в нашем обществе!

В последнее время бизнес-FM поднимает на щит как идеал образ человека-рантье. Сумма ренты определяется в несколько миллионов долларов. Человек-рантье живет в свое удовольствие, содержит челядь, путешествует по миру, а главное – он полностью свободен от какой-либо ответственности перед обществом, от обязанностей по отношению к нему.

«Состоявшийся» и «рантье» – вот два асоциальных идеала современного неолиберализма.

Усиливающееся разрушение языка в результате российского новояза, в него следует включить и широкое использование ненормативной лексики, представляет собою опасный деструктивный процесс, ведущий к распаду гуманистических ценностей, деградации культуры, превращение космоса культуры в хаос.

Великий афинский оратор Исократ так оценил роль Слова в жизни человечества: «Слово не только высвободило нас из оков животной жизни; благодаря ему мы построили города, установили законы, изобрели искусство. Его мощь такова, что ничего разумного не происходит без помощи слова. Слово является вождем всех дел и всех замыслов».

Установление диктатуры новояза грозит ввести нас в оковы животной жизни.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба