Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2013

Полуян П.В.
Темный ангел Андрея Платонова

Литературно-философский журнал «Всемир» издавался в 1991 году в Красноярске. Это было первое независимое философское периодическое издание в СССР: свидетельство № 6 о регистрации СМИ по Закону «О печати…» от 1990 г. мы получили летом, журнал готовили осенью, а после нового года выпустили тираж в 2000 экземпляров. Название «Всемир» позаимствовано у Александра Васильевича Сухово-Кобылина: знаменитый драматург был, как известно, также и правоверным гегельянцем – создателем оригинального учения о Всемире, в лоне коего циркулирует космический процесс превращения духа в материю и порождения материей духа. А в нашем «Всемире» современная поэзия сочеталась с философскими статьями, мы публиковали Василия Розанова и критиковали марксизм, а текст Откровения оказывался рядом с перепечатками из самиздата… К сожалению литературно-философский журнал «Всемир» просуществовал недолго. В конце 1991 года начались рыночные реформы, и наш некоммерческий проект сам собой прекратился.

══════

Предлагаем вниманию коллег фрагмент из литературно-философского эссе редактора журнала Павла Полуяна «Темный ангел Андрея Платонова».

«Сатана мысли пришел на Землю под своим собственным именем, но имя это не было существительным человеческого рода, не было именем вообще. Сатана мысли не имел лица и только один раз появился в человеческом образе. Этот образ — инженер Вогулов из фантастического рассказа Андрея Платонова «Потомки солнца». Другое название рассказа — «Сатана мысли».

Краткий текст, набросок, эскиз... Здесь, как и везде у Платонова, – непрорисованные детали, искаженные пропорции. Надо не читать, а смотреть… Любитель фантастики увидит тут гениальные догадки о конечности Вселенной, Большом Взрыве, создающем порядок из хаоса, о физическом вакууме — «подобии электромагнитного поля с частотой периодов один в вечность». А любитель реальности обратит внимание на изображение ужасов тоталитаризма, различит экологическое пророчество о бездумной переделке Земли. Внимательный литературовед найдет в рассказе продолжение лермонтовского «Демона», философ обнаружит антитезу к теории Николая Федорова, его проекту «Общего дела». Семь страниц сбивчивого текста. Лучше всего определить их одним словом: СВИДЕТЕЛЬСТВО.

ХX век начинался под знаком надвигающегося НЕЧТО, ощущение близости Зла было всеобщим. «Дело во мне, в нас, и в последнем анализе, в том, что цивилизация от востока и до запада, от севера и до юга сочится такой ужасной, невозможной прежде всего и яснее всего – скучищей. Но «скука» – это пустыня; это НИЧЕГО», – писал Розанов. Пожалуй, не было в России того времени ни одного литератора или философа, не думавшего бы об этом странном явлении. «Скука, невыносимая скука – вот психологическая подпочва новейшего демонизма, вот дьявольская сила, знакомая многим из нас, а скука есть предощущение небытия (Н. Бердяев). «Скука потенциального (а не свершившегося) конца всей истории. Скука — потому что это НЕ конец МИРА, а только исторического процесса» (А. Блок).

Не странно ли? – эрудированный читатель припомнит слова о скуке у Пушкина, Лермонтова, Гоголя, у Достоевского и Тургенева, особенно у Чехова – это шло по нарастающей, – но как понять скуку, ставшую у Платонова одним из определений Революции? Даже не так, у Платонова скука – это черта самого Мира, Вселенной, всего Космоса. Так из разверзшейся  бездны потянуло холодим Мирового Зла, а отрицательная энергия тьмы стала затоплять землю. И вся беда в том, что люди сами открыли ей путь…»

________________________________________________________________

Уважаемые коллеги! Если Вас интересуют материалы независимого философского журнала – обращайтесь по e-mail: poluyan@fromru.com – вышлем электронные копии его номеров.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба