Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №2, 2012
Мезенцев Г.Н.
Идея общества знаний
В Институте философии РАН 4 июня с.г. состоялась встреча с почетным президентом Международного института философии (Париж), почетным президентом Международной федерации философских обществ профессором Эвандро Агации, во время которой ему был вручен академиком РАН, президентом РФО Степиным В.С. диплом иностранного члена РАН. Впервые этого звания был удостоин итальянский философ. С приветственным словом выступили академик РАН, директор Института РАН Гусейнов А.А., академик РАН Лекторский В.А. и др.
На этой встрече профессором Агацци была прочитана лекция на тему «Идея общества знаний». Им было отмечено, что впервые понятие знание применительно к обществу в официальных правительственных документах появилось на саммите Европейского Союза 2000 года в Лиссабоне. Но в них говорилось об экономике, основанной на знании. В принятой позже декларации Организации американских государств шла речь уже об обществе, основанной на знании, под которым в основном понимались информационно-коммуникативные технологии.
В ходе исторического развития знание долгое время рассматривалось как отвлеченное, чисто интеллектуальное созерцание истины, не имеющее практической пользы. Однако уже в эпоху Возрождения знания начинают рассматриваться как имеющие экономическую ценность, а в результате индустриальной революции XIX века научное знание приобретает статус товара и становится инструментом общества знаний.
В обществе знаний часто ставится вопрос об инженерии знаний и об экспертных системах, основанных на использовании искусственного интеллекта. Искусственные системы не способны заменить человека, но могут использоваться в качестве удобного вспомогательного инструмента в его работе. Основная задача развития современных технологий искусственного интеллекта – это создание таких технических инструментов, которые будут подражать человеку в решении ряда интеллектуальных задач, но не имитировать его интеллектуальную деятельность. С другой стороны, попытки имитации интеллектуальных процессов с помощью цифровых технологий могут помочь нам лучше понять эти процессы. Однако такие инструменты должны использоваться только в тех случаях, когда это действительно полезно и необходимо, и это не должно вести к тому, что ряд умений человека будет атрофироваться. Технические экспертные системы должны оставаться лишь инструментами, они не могут заменить истинное понимание проблем. Понимание и является той способностью, которую нельзя заменить рядом технических операций и которой можно только обучить.
В то же время те дисциплины, которые мы называем гуманитарными науками и искусствами, не вписываются в современные «общества знаний». Поскольку являются непродуктивными, не приносят выгоды. Полезными являются только те дисциплины, которые могут привести к конкретному результату. Так, чистая математика может дать в конечном счете какой-то практический выход и лишь поэтому котируется в обществе знаний. Возникает вопрос: что могут дать современному обществу гуманитарные науки? На самом деле гуманитарные дисциплины не менее важны, чем научно-техническое знание и должны развиваться наряду и во взаимодействии с ним. Если окинуть взглядом прошедшие века, то можно сказать, что они были не только веками научно-технического прогресса, но и веками достижений гуманитариев. Так, например, работы философов и мыслителей гуманитариев привели к появлению и установлению концепта прав человека и других важных ценностей. Гармонизация отношений между этими двумя типами знания должна оставаться идеалом и в будущем.