Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №2, 2012

Кишлакова Н.М.
О международной научно-методической конференции «Векторы современного уровнего образования…»
Просмотров: 902

27-28 марта 2012 года в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации прошла традиционная Международная научно-методическая конференция «Векторы современного уровнего образования: повышение качества подготовки бакалавров и взаимодействие с работодателями». Важно то, что в рамках этой конференции 28 марта Советом по гуманитаризации образования и кафедрой «Микроэкономика» был организован междисциплинарный круглый стол, посвященный проблеме повышения качества подготовки бакалавров и координации работы кафедр в преподавании дисциплин гуманитарного и профессионального циклов. Открыла работу круглого стола заведующая кафедрой «Микроэкономика» д.э.н., профессор Думная Н.Н. Она обозначила в своем выступлении круг тех важных и актуальных проблем, которые намерены обсудить его участники. Сконцентрировала внимание присутствующих на проблемах междисциплинарного взаимодействия кафедр в обучении бакалавров в целях обеспечения преемственности в едином процессе обучения.
Озвученные профессором Думной Н.Н. идеи были по многим позициям поддержаны заведующим кафедрой «Философия» д.ф.н., профессором Чумаковым А.Н. Он отметил особую актуальность гуманитарной подготовки студентов в современных условиях, поскольку многие проблемы не только отдельных людей, но и общественных систем, вплоть до глобального мира коренятся в сфере сознания, морали и ценностных ориентиров. А.Н. Чумаков подчеркнул важность и необходимость организации таких сов-местных заседаний в рамках данной Международной конференции. Действительно взаимодействие кафедр гуманитарного и профессионального циклов в области повышения качества подготовки бакалавров весьма актуально. Без сомнения, у кафедр имеется масса различных возможностей и инструментов этого взаимодействия. Хорошо, что сегодня мы, совместно с коллегами из различных вузов, имеем такую трибуну для столь широкого обмена мнениями и позициями по данному вопросу, что является важным дополнением той постоянной совместной работы различных кафедр Финуниверситета, которая осуществляется в рамках Совета по гуманитаризации образования.
Благодаря такому межуафедральному и межуниверситетскому сотрудничеству, мы имеем возможность на более высоком профессиональном и организационном уровне проводить научные мероприятия, писать учебники и учебные пособия для студентов и аспирантов различных форм обучения, наконец, более плодотворно сотрудничать в издании журнала «Гуманитарные науки».
Важность проблем обсуждаемых участниками круглого стола была еще раз подчеркнута в выступлении д.ф.н., профессора Скибицкого М.М., который говорил о проблеме возрастания цивилизационного значения гуманитарного знания, в том числе и в повышении качества подготовки бакалавров различных направлений и профилей. В современных условиях развития всемирно-исторических процессов информатизации и глобализации, усиления нестабильности мировой социально-экономической системы неуклонно возрастает цивилизационное значение гуманитарной составляющей в образовании. Именно она способна, по мнению Скибицкого М.М., создать глобальное видение мира, преодолеть фрагментарный подход к его пониманию, обеспечить рассмотрение экономической сферы в единстве с социальной и экологической. Именно гуманитарное знание является фундаментом для формирования у студентов интеллектуального капитала, инновационной восприимчивости к эффективным технологиям, адаптационных возможностей к новым обстоятельствам труда. Гуманитарное образование, считает М.М. Скибицикий, – это инвестирование в будущее России.
Конкретный пример координации работы кафедр в преподавании дисциплин гуманитарного и профессионального циклов был приведен в выступлении к.ф.н., доцента кафедры «Философия» Панова Е.Г. о прикладных аспектах гуманитарной подготовки бакалавров по направлению «Экономика». Он рассказал о том, что уже пять лет усилиями пяти кафедр ведется конкретная работа на четвертом курсе факультета «Налоги и налогообложение», где этими кафедрами совместно читается курс по современной налоговой культуре. По социологическим опросам студентов в этом курсе оказалась наиболее востребованной философская проблематика, касающаяся ценностных аспектов экономики в современной России. Поэтому, подчеркнул Е.Г Панов, умение выделять ценностные ориентиры экономического развития является одной из важнейших компетенций выработка, у студентов которой действительно способна повысить качество подготовки бакалавров. Предложил в резолюцию круглого стола внести рекомендацию о подготовке межкафедральных дисциплин по выбору студентов.
Далее разговор о повышении качества подготовки бакалавров продолжила д.ф.н., профессор кафедры «Философия» ВЗФЭИ Иконникова Н.И. Она высказала свои предложения по улучшению образовательного процесса. Подчеркнула, что в связи с резким сокращением аудиторных часов по философии и перемещением основной нагрузки на самостоятельные виды работ, считает необходимым обязательное прохождение студентами компьютерного тестирования этой базовой дисциплины. Результаты этого тестирования должны стать допуском ко всем формам интерактивных занятий по курсу «Философия», а тестирование и интерактивные занятия, в конечном счете, основанием для допуска студентов на зачет и экзамен по данной дисциплине.
Соглашаясь с профессором Иконниковой Н.И. д.ф.н., профессор Зорина Е.В. в своем выступлении подчеркнула, что в современных условиях качественная подготовка бакалавров возможна только в режиме диалога. Междисциплинарный и межкафедральный диалог это особого рода текст, понимание которого влияет на эффективность учебного процесса. Бакалавр плохо подготовлен, если не умеет использовать знания по истории и культурологи на философском семинаре. По сути дела, преподаватели поступенчато, от курса к курсу, осуществляют мировоззренческий мониторинг этих знаний.
Оживленный интерес вызвало выступление заведующей кафедрой кафедрой «Английский язык» Кондрахиной Н.Г. и к.филол. н., доцента той же кафедры Петровой О.Н. по проблеме опережающей профессионализации языкового образования бакалавров. Они обратили внимание на то, что существующая сегодня в Финуниверситете модель подготовки по иностранному языку, как показала практика, не пригодна для подготовки конкурентоспособного бакалавра финансово-экономического профиля и вызывает большие сомнения в плане качества подготовки магистрантов. Эта модель полагается на унификацию знаний на каждой стадии. В ней бакалавру «не положен» профессиональный английский. Наблюдается явная диспропорция часов, отведенных на освоение общего, делового и профессионального английского. А также между изучением делового и профессионального английского проходит как минимум 2.5 года. Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что средний уровень подготовки по иностранному языку поступивших в Финуниверситете в этом году не пригоден для освоения профессионально-ориентированной программы на каком бы то ни было уровне. Обеспечение приемлемого стартового уровня обучаемых – самая сложная на сегодняшний день задача.
Серьезные и актуальные проблемы повышения качества подготовки бакалавров были подняты в выступлениях представителей ка-федры «Русский язык». Так, заведующая кафедрой, доцент Ганина Е.В. и доцент Бежанова С.В. уделили основное внимание методическим основам взаимодействия кафедры «Русский язык» с кафедрами профессиональных циклов. Они говорили о триединстве задач, стоящих перед преподавателями русского языка. В первую очередь это задача формирования «социального заказа», учитывающего сочетание потребностей общества с интересами обучающихся. Во-вторых, трансформация данного «заказа» в приемлемый набор фактических целей и, наконец, обеспечение этих целей адекватными средствами и приемами учебной работы. Особое внимание выступавшими было уделено проблеме обучения языку специальности на занятиях по русскому языку. Этот процесс, по их мнению, должен носить упреждающий характер, исключать подмену занятий по специальности, формировать языковую и речевую компетенции как базу для учебной и профессиональной компетенции.
Профессором этой же кафедры Масленниковой И.Л. была поднята проблема минимизации учебного материала при подготовке иностранных студентов-бакалавров. С переходом к 4-х летнему обучению студенты-бакалавры потеряли один год занятий русским языком. Однако это обстоятельство не стало поводом для снижения требований к уровню владения языком. Они остались прежними. В этой связи у кафедры возникла проблема минимизации учебного материала в соответствии с новым количеством часов. Эта минимизация, по мнению И.Л. Масленниковой, может быть произведена кафедрой за счет частичного сокращения как «языкового инструментария» и социально-культурной сферы, так и рационального, целесообразного отбора лексического материала, дифференциации общенаучной лексики и лексики подъязыка экономических дисциплин.
Доцент кафедры «Русский язык» Нестерова Е.Н. в своем выступлении «Использование проектного метода обучения при изучении темы «Речевой имидж современного специалиста» отметила особую актуальность этого метода для повышения качества подготовки бака-лавра. Проектный метод обучения студентов способствует не только выработке необходимой коммуникативной компетенции, но и дает возможность развивать информационные компетенции студентов.
Далее слово попросила декан юридического факультета д.ю.н., профессор Иванова С.А. Она выразила признательность организаторам круглого стола за возможность выступить и отметила, что не-смотря на то, блок юридических кафедр не входит в Совет по гуманитаризации образования, они готовы в будущем к сотрудничеству в области взаимодействия кафедр гуманитарного и профессионального циклов по проблеме качества подготовки бакалавров.
Глубокая озабоченность проблемой гуманитарной составляющей в повышении качества подготовки бакалавров экономики про-звучала в выступлениях коллег кафедры «Философия» ВЗФЭИ. Заве-дующий кафедрой, д.ф.н., профессор В.К. Батурин в своем выступлении подчеркнул, что преподавание в сегодняшних российских реалиях социально-гуманитарных наук не выдерживает никакой критики, и это обстоятельство не нуждается в развернутых комментариях. Однако подвергнуть это положение теоретико-методологическому анализу с указанием и причин и последствий такого явления, по мнению В.К. Батурина, крайне необходимо. Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс в ФГОС третьего поколения привело к своеобразной терминологической игре. Но что прячется за всеми этими терминами? По большому счету, во ФГОС происходит некое позитивистское переоткрытие давно раскрытых и постоянно работающих философских понятий как «убеждение», «мировоззрение», «взгляд», замаскированных под некие новые («птичьи») термины и искусственную наукообразную «якобы новизну». И, тем не менее, подчеркнул В.К. Батурин, главная наша профессиональная задача в этом контексте весьма конструктивна. Она заключается в том, чтобы через компетенции и компетентности в преподавании социально-гуманитарных наук вывести обучаемых на формирование убеждений и целостного мировоззрения за счет возможностей именно в этих науках.
Д.ф.н., профессор Ратников В.П., размышляя о повышении качества подготовки бакалавров, обратил внимание на то, что начинать необходимо с повышения требования к уровню подготовки еще на вступительных экзаменах. И далее все усилия в процессе обучения должны быть направлены на развитие креативного мышления. Последнее и увеличение эффективности образования вообще связаны с разрешением противоречия между необходимостью все большего использования информационных технологий, что ведет к ослаблению связи между учителем и учеником и необходимостью расширения индивидуального подхода к обучению, индивидуализацией учебного процесса. А для этого, как справедливо отмечал М. Полани, нужен наставник, преподаватель, «мастер». Кроме того, в целях развития креативного мышления бакалавров важно уделять больше внимания проведению студенческих научных конференции, семинаров и др. форм, которые способствуют этому.
Обсуждение значимости вопроса о научной работе студентов как одного из важнейших инструментов межкафедрального взаимодействия в области повышения качества подготовки бакалавров продолжилось в выступлении к.ф.н., профессора Кишлаковой Н.М. Она обратила внимание участников круглого стола на то, что именно научная работа позволяет студентам развивать навыки креативной исследовательской работы. Именно в научной работе профессиональные знания студентов соединяются с их мировоззренческими, ценностными ориентирами и гуманистическими идеалами. Далее Н.М. Кишлакова высказала пожелание организаторам конференции изыскать возможности для увеличения времени работы круглого стола, так как сегодня необходимость в этом очевидна всем его участникам.
Опытом совместной научно-исследовательской работы студентов и преподавателей кафедры микроэкономики поделилась доцент М.В. Щербина. Она представила свой проект «Отраслевые исследования». Зам. зав. кафедрой микроэкономики доц. Ю.И. Будович рас-смотрела особенности организации контроля самостоятельной работы студентов в бакалавриате и магистратуре.
Не менее актуальным, для обсуждения в рамках данного круглого стола, оказался вопрос о роли адаптационных процессов в повышении качества подготовки бакалавров. Его в своем выступлении затронула к.ф.н., профессор кафедры «Философия» Московского авиационного института Моторина Л.Е. Она подчеркнула, что проблему адаптации бакалавров к новым условиям их жизнедеятельности необходимо решать целостно, интегрально на личностном уровне, а не только посредством составления учебных планов и программ.
Проблему взаимосвязи теории и практики в преподавании гуманитарных дисциплин затронул в своем выступлении д.ф.н., профессор Махаматов Т.М. Он подчеркнул, что изучение бакалаврами теоретических, мировоззренческих, аксиологических и методологических проблем в курсе философии в отрыве об конкретных проблем социального и экономического развития российского общества и других стран глобального мира не может благоприятно сказываться на формировании у студентов как профессиональных, так и общекультурных компетенций.
По итогам работы круглого стола его участниками была принята следующая резолюция:
1. Сегодня крайне необходимо осознание важности взаимодействия и координации работы кафедр гуманитарного и профессио-нального циклов в повышении качества подготовки бакалавров раз-личных направлений и профилей;
2. Без усиления гуманитарной составляющей невозможно достичь главной цели – подготовки профессионального, зрелого экономиста, политолога, социолога, математика, юриста, информатика и т.д.
4. Выявилась потребность с систематической организации межкафедральных круглых столов для обсуждения научных и методических проблем в области повышения качества подготовки бакалавров.
Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба