Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №2, 2012

Пырин А.Г.
Энергоэволюционизм
Просмотров: 1208

25 апреля на заседании семинара «Философско-методологические исследования глобалистики» с докладом «Энергоэволюционизм» выступил известный писатель – философ М.И. Веллер: 

Все начинали заниматься философией с одного и того же: задумывались, как и почему устроен мир, в котором  что-то не так.  В качестве эпиграфа – фраза Хемингуэя: «Томас Хадсон лежал в темноте и думал,  почему все  хорошие люди так невыносимо скучны, а люди по-настоящему хорошие и интересные умудряются вконец испортить жизнь не только себе, но и всем близким». А вторую фразу я нашел у Сократа в изложении Платона: «Я намерен посвятить остаток своих дней выяснению только одного вопроса: почему люди, зная, как следует поступать добродетельно и себе во благо, поступают все же порочно  и себе во вред?» То есть:  почему жизнь несправедлива? Почему люди поступают нелогично? Почему, наконец,  любовь чаще остается неразделенной, чем взаимной. Почему, чёрт возьми, все не так?

Человек есть то, чего он хочет и к чему стремится. Человек есть его система ценностей. Чтобы понять людей,  начнем останавливать  прохожих с одним вопросом: чего тебе надо? И окажется, что все хотят одно и то же: здоровье, любовь, деньги, хорошую работу, уважение окружающих, благополучие близких, повидать мир, славу, власть и чтоб было интересно. Все это можно обобщить одним понятием: счастье.

И логично думать, что чем больше человек получил того, что ему надо, тем он счастливее. Вот в Швеции один из самых высоких уровней благ и прав в мире. И по уровню счастья, есть такая международная анкета по многим статьям, Швеция обычно на первом месте в мире. А  также часто на первом по уровню самоубийств.

Если пообещать бедной девушке карьеру кинозвезды, славу, богатство, толпы поклонников и любовь миллионеров, она будет на вершине счастья! И вот Мерлин Монро кончает с собой. Разорившийся богач выбрасывается в окно, хотя оставшихся денег хватило бы для счастья сотне бедняков, – а бомж набрал мелочи на пиво и радуется жизни. Счастье довольно трудная вещь, вздохнул Шамфор, его очень трудно найти внутри себя и невозможно в чем-то внешнем. Старая истина: обладание чем-то и счастье от этого обладания – разные вещи.

Попробуем понять. Мы располагаем лишь прошлым: субъективно жизнь человека есть то, что он о ней помнит. Логично предположить, что люди помнят самые главные, судьбоносные события своей жизни лучше всего. На деле часто помнят события внешне не важные, но стираются все детали приема на желанную работу или имена учителей. Старики помнят события юности, но забывают вчерашнее. И если мы проведем исследования и обратимся к опыту и открытиям нейрофизиологии, то откроется связь между уровнем впечатления и запоминания. Крепче запоминается то, что сильно и ярко ощущалось. Что как чувствуешь – то так помнишь.

Субъективно жизнь человека можно рассматривать как комплекс ощущений. Нет ощущений – нет получения информации, нет стимула к действиям. Функционирование сенсорной системы есть необходимое условие и аспект существования человека как биосистемы в биосфере и шире – вообще в окружающей среде. Ставились опыты по блокированию сенсорной системы от сигналов внешней среды: испытуемым надевали скафандры с мягким эластичным вкладышем, пальцы рук изолировались в цилиндриках перчаток, и человек погружался в жидкость с удельной плотностью тела, без доступа света и звука в резервуар. Через считанные часы исчезало представление о времени, о положении своего тела в пространстве, начинались сбои в ритмах функционирования внутренних органов, возникали галлюцинации, расстройства рассудка.

Или опыты на приговоренных к электрическому стулу, согласившихся на смерть от безболезненного вскрытия вен. Они видели врача, скальпель, тазики, затем им завязывали глаза и, проведя поперек локтевых вен тупым лезвием, сливали по рукам в тазик воду температуры тела. Мраморная бледность, цианоз губ, понижение температуры тела; смерть наступала от кислородного голодания мозга вследствие отлива крови. Разнообразных примеров множество. Ощущения и функционирование организма жестко взаимообусловлены.

И здесь возникают парадоксы. Крыса жмет лапой на педальку и замыкает электрическую цепь, раздражая центр наслаждения через введенный в мозг электрод, пока не умирает от нервного истощения. Наркоман сознает губительность своего порока, но стремится ощутить «кайф», как и алкоголик. То есть: потребность в ощущении может предпочитаться продолжению жизни.

Наркоман и алкоголик счастливы под кайфом, и своим несчастьем расплачиваются за счастье. Стремясь к власти, богатству, рекордам, любви наконец – человек проходит через перенапряжения, нервные и физические расстройства, горе и разочарование. Он стремится к счастью, как себе его представляет, и достижение счастья всегда под вопросом, но страдание в погоне за целью вполне постоянно.

Диоген хотел от Александра Македонского одного: не заслоняй мне солнце. Наполеон в конце жизни на острове Св. Елены простонал: «Да был ли я счастлив хоть два часа в жизни!..» Будда, как и мудрецы до него, знал и учил, что счастье не в обладании, но оно есть внутреннее состояние. Счастье есть отсутствие страдания, повторял Шопенгауэр.

Крайности позволяют понять середину. Садизм и мазохизм – это обнаженная тяга к причинению или получению страданий, боли. Грань между болью и наслаждением бывает тонкой. Нервной системе потребно и то, и другое. Людям потребно плакать на мелодрамах и трагедиях. Психологи знают, что большинство поводов для страданий люди себе придумывают.

Авантюристы, путешественники, экстремалы, карьеристы стремятся к своей цели, мечтая о достижении как о счастье. Сильнейшие нервные напряжения на пути они не променяют ни на что.

Человеком движет амбивалентная сенсорная мотивация.

Построим модель, график. Представьте себе на белом листе прямоугольную систему координат. Вертикаль – сила чувств, а горизонталь – течение времени. Посередине ноль. Сила чувств идет вверх или вниз, а время идет только в одну сторону. Чем  размахи чувств вверх-вниз будут достигать больших максимумов и минимумов, чем большую площадь они покроют на протяжении времени жизни, тем жизнь человека субъективно является более полной.

Инстинкт жизни диктует человеку стремление к максимальным оптимальным ощущениям. «Максимальным оптимальным» – означает максимальным для конкретного человека в режиме оптимальном для того, чтобы набрать как можно больше ощущений в течение
жизни.

Вечная иллюзия счастья, погоня за ним заставляют человека действовать и реализовывать свои возможности. А благотворность несчастья и скрытое стремление к нему объясняются тем, что из этого положения надо выходить, бороться, менять положение, – и, опять же, действовать.

Состояния счастья и несчастья – это психологическое обеспечение экстенсивного функционирования биосистемы в режиме максимальной активности. Объективно жизнь человека – это сумма всех его действий.

Таким образом, субъективно стремясь к максимальным ощущениям, как положительным, так и отрицательным, человек в общем объективно стремится  к максимальным действиям.

А поскольку любое действие – это изменение, преобразование окружающей среды, то  от природы человеку задано стремление к максимальному преобразованию окружающей среды.

Отличие первобытного человека от прочих животных не в орудиях труда – ими умеют пользоваться обезьяны и даже птицы. Не в языке – у дельфинов, ворон, волков многие десятки дифференцированных сигналов общения. Не в организации – сообщество гусей, крыс, волков отлично организовано и координирует свои действия. Но в двух вещах:

Первое – человек потребляет в пять и более раз больше энергии на единицу массы тела, чем любое другое животное.

Второе – овладев огнем, человек поставил себе на службу и стал выделять энергию вещества окружающей среды, что резко и качественно повысило его уровень энергопреобразования по сравнению со всеми прочими.

Энергия – базовый уровень всех процессов Универсума (это нельзя применять вульгарно-неопосредованно к психо-социлогическим процессам).

Существование Вселенной можно рассматривать как эволюцию первичной энергии Большого Взрыва. Энергия связывается  во все более сложные и энергоемкие материальные структуры – с последующим их распадом, который сопровождается выделением энергии. Этот циклический процесс идет с ускорением, во все больших объемах в единицу времени.

Материю можно рассматривать как агрегатное состояние энергии; взаимопереходящие энергия и материя есть диалектически двуединая сущность  Бытия совокупно с информацией.

Разделяя три формы существования материи – неорганическая, органическая и социальная – отметим качественное ускорение преобразования окружающей среды при каждой последующей. Звезде нужны миллиарды лет для изменения своего класса. Косному веществу Земли нужны сотни миллионов для изменения ландшафта. С возникновением жизни, потребляющей энергию Солнца и элементы вещества планеты, ландшафт меняется быстро, энергия потребляется, преобразуется и выделяется организмом с огромной скоростью и эффективностью. Человек и социум, овладев энергией огня (паровой и бензиновый двигатели как трансмиссии), приручив животных и создав дифференцированное общество производителей, качественно подняли скорость процесса энергопреобразования окружающего Бытия на новый уровень.

Исторический прогресс есть в своей основе рост преобразования окружающей среды, рост потребления, преобразования и выделения энергии прежде всего (прочие аспекты прогресса неоднозначны и дискусионны). Это стремление человечества к максимальным действиям. Строительство Пирамид или Китайской стены,  великие преобразования с непосильными трудами и жертвами и великие разрушения имеют в основе этот импульс.

Психология человека обуславливает объединение в социум, стремление занять в социуме максимально высокое место, и в процессе этого совершать максимально возможные действия. И далее объединение в государство с законами, обеспечивающими максимальный уровень деятельности и производства, не имеющий реальной необходимости для выживания и благополучия.       

Человек, стремясь к максимальным ощущениям и через них к максимальным действиям, находится на острие энергоэволюции Вселенной, преобразуя среду с небывалой доселе скоростью.  Устройство и деятельность человека находятся в рамках общего развития Вселенной, в соответствии с ее законами, Законом Структуризации (об этом в другой раз, это есть в книге) прежде всего.

Принципиального ограничения прогрессу, т.е. стремления человечества к повышению уровня энергопреобразования, не существует. Взорвав термоядерную бомбу мощностью в 57 МгТ, мы приблизились к звездному способу выделения энергии из Вещества. В идеальном удалении времени постчеловечество выделит энергию всего вещества Вселенной, т.е. произведет Новый Большой Взрыв и запуск нового цикла Вселенной. Такова наша функция и роль в Бытии.

Выступили:

Доцент И.И. Кондрашин: Необходимо быть особенно внимательным с тем, чтобы не спутать понятие «энергия», которым оперируют в точных науках, с философской категорией «энергия», существующей в онтологическом описании современной картины мироздания. Особого внимания требует и термин «эволюция», поскольку обычно его используют для описания процессов развития, переходов систем от меньшего к большему, от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному. С учетом этого должна существовать даже некая шкала или ось, на которой такого рода эволюция для наглядности могла бы быть отражена графически. Наше отечественное образование страдает таким недостатком, что в технических вузах преподают основы философии, в то время, как в гуманитарных вузах такие дисциплины, как физика, практически неизвестны. Поэтому гуманитариям сложно понимать, а уж тем более описывать такие атрибуты материи, как энергия. А уж об её эволюции вообще вряд ли кто из них даже задумывается. Поэтому заслуга М.И. Веллера и состоит именно в том, что он взялся за эту тему. Хотелось бы пожелать автору четырёхтомника продолжить изучение этой интересной темы и описать это важное физическое явление таким образом, чтобы оно достойно пополнило соответствующий раздел философской онтологии.

Член РФО В.И. Долженко: Ощущение счастья человек приобретает при достижении цели. Почему сказано, что в начале было слово. Потому что слово это движение, вибрации выстроенные в определяемом смысле порядке. Нужно возвратиться к Платоновской идее, потому что информация это иная форма. А форму обретает идея. Индийские упанишады говорят: «Идее для проявления требуется форма». Идея обретает форму при наполнении её энергией, тогда она проявляется или возникает и её иная форма (информация) становится воспринимаемой для органов чувств человека.

Профессор МГМУ «МАМИ» А.Г. Пырин: Ценность концепции докладчика, на мой взгляд, состоит в том, что она позволяет более четко понять природу направленности развития человеческой цивилизации (прогресс или регресс), не смешивая при этом цели и средства. В прошлом, начиная с эпохи Просвещения чувственно-предметная деятельность и средства её реализации, четко не подразделялись. Получилась ситуация, когда средства деятельности якобы прогрессировали. Прогресс, как и регресс, может переживать только человеческий индивид, т.е. он носит парадигмальный характер. Окружающие социальные (вещественные) условия никакого прогресса (регресса) не переживают. Человек является единственным оценивающим существом, определяющим или улучшение или ухудшение, освоенных или не освоенных средств (условий) бытия. М.И. Веллер прав, утверждая, что энергия человека проявляется через чувственно-предметную деятельность.

Член Союза писателей РФ А.В. Кацура: Доклад чрезвычайно интересен, хотя с моей точки зрения в нем много спорного. Физик Р. Фейнман говорил: все почему-то думают, что знают что такое энергия. А вот я не знаю. Я лишь зная, что все физические причины выражены в некоторых величинах. Это я называю энергией. У Эйнштейна была мечта соединить теорию относительности с гравитацией. Он считал, что весь мир всего лишь искривленное пространство. К сожалению, эта теория научно не доказана до сих пор. Как растет цивилизация? Первая ступень, когда цивилизация выделяет свою энергию. Вторая ступень, когда цивилизация овладевает энергией центральной звезды. Третья ступень, когда цивилизация овладевает энергией галактик. Станислав Лем (Польша), с которым я был знаком, назвал молчание Вселенной «галактическим вакуумом психозоя». Это означает, что на уровень центральной звезды и галактики из Вселенной никто не вышел, хотя поиски идут до сих пор. В развитии, а оно должно быть устойчивым, может быть 2 направления: Первое можно определить как термодинамическое (2-ое начало термодинамики), которое гласит, что в любой замкнутой системе энтропия растет, значит порядок рассыпается. Во Вселенной замкнутой системы не существует, поэтому тепловая смерть системы не возможна. В XX в. А. Фридман первый понял, что Вселенная расширяется. Философия состоит в том, что много задает вопросов, но не всегда отвечает на них. Поэтому философия не является наукой, а есть лишь способ рассуждения о жизни. Точные же науки, в т.ч. математика, умеют отвечать на вопросы. В докладе все это есть с философской точки зрения.

Заключение докладчика: Человек – это эволюция, осознавшая саму себе, и он выступает как орудие эволюционирующей Вселенной. Спасибо.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба