Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №2, 2012

Николаев В.В.
Австралия: Старый Свет под созвездием Южного Креста

Наш самолет, спустя 20 часов после вылета из аэропорта Домодедово, приземлился в  Мельбурне. Австралийская зима сменила жаркое московское лето. Снега не было, но холодные порывы южного ветра напоминали о близости Антарктиды и о том, что на этом континенте все иначе, чем в привычном нам евроазиатском мире. Каждый со школьной скамьи помнит, что над южным полушарием сияют иные звезды, а водяная воронка закручивается  против часовой стрелки. В Австралии поют  чужие птицы и красуются неизвестные  цветы. Эти знания  стимулировали желание лучше рассмотреть незнакомый  мир и  осмыслить его своеобразие.  

В огромном здании аэропорта Мельбурна было немноголюдно: сезон явно  не туристический. Этот факт, впрочем, не мог отрицательно сказаться на проведении нашей конференции, посвященной  проблемам культурного своеобразия современного общества. Элегантный «шатл» (автобус, регулярно курсирующий между аэропортом и центром города) быстро довез меня до старого города. В Австралии представление о старине весьма своеобразное. Континент стал известен европейцам сравнительно недавно. Северо-западную часть Австралии первым посетил голландский мореплаватель В. Янсзон в XVII веке, а англичанин Джеймс Кук открыл восточный берег Австралии в 1770 году.  Самые древние постройки европейцев  в Австралии моложе, чем аналогичные постройки в Новом свете. Поэтому, возможно, австралийцы весьма бережно относятся к своим реликвиям и даже импортируют понравившиеся им достопримечательности из других стран.

Центр Мельбурна – широкие улицы, поднимающиеся от реки Ярра на холм. Именами британских монархов (Виктории, Елизаветы)  названы  улицы города. Величественные здания старых банков и офисов,  шпили церквей  напоминают о британских  традициях. Высокими свечками взметнулись небоскребы новых  компаний, построенные в стиле модерн. Гордость Мельбурна – большой стадион (на котором в 1956 г. проходили Олимпийские игры) и парк Фитцрой-Гарденс. В парке, на поляне, стоит небольшой домик из красного кирпича под черепичной крышей. В этом доме (согласно легенде) родился и провел детские годы мореплаватель Джеймс Кук. Австралийцы купили этот дом в Англии и перевезли в Мельбурн, восстановив даже внутренние интерьеры дома. Это – дань памяти мореплавателю.

Аборигены и далекая Европа – две «мелодии» неизменно и сложно присутствующие в жизни австралийцев.  Бумеранг (самый известный элемент традиционной культуры австралийских аборигенов)  хорошо известен всем, даже тем, кто никогда не общался с австралийскими аборигенами.  В Австралии бумеранги самых разных видов и  диджериду (большие трубки – традиционный музыкальный инструмент аборигенов) продаются во всех сувенирных магазинах. Для туристов, желающих познакомиться с культурой аборигенов, созданы специальные деревни. Аборигены в них работают, но не живут. В городах они – редкие гости, но в Сиднее есть семьи австралийских аборигенов, постоянно проживающие в городе.

Море, ветер, ностальгия о морских путешествиях, о Старом свете и Британии – «доминанты», определяющие жизнь, кажется, всех австралийцев. Проявляется это по-разному и, порой, весьма своеобразно. В приморских городах (а большинство австралийцев населяет  прибрежную зону континента) эллинги заполнены яхтами всевозможных размеров и конструкций. В любую погоду в море можно увидеть парусную яхту. Эту страсть австралийцев заметил (и использовал) датский архитектор Йон Утсон, предложивший проект здания оперного театра в виде наполненных ветром парусов. Сегодня эта постройка стала символом Сиднея, по которому каждый землянин безошибочно узнает Австралию.

В Австралии, изобилующей полями для гольфа, зданиями «викторианской» архитектуры, монументами британским монархам (королеве Виктории, Елизавете Второй) и улицами, названными в их честь,  достаточно легко утратить представление о месте своего нахождения. Конечно, электронный навигатор и сияющее в небе созвездие Южного Креста быстро помогут восстановить реальность, но неизменные «фиш энд чипс» и многочисленность клерков у пабов (по вечерам в  пятницу) неизменно навивают ощущение, что действо происходит в  Лондоне или в  Глазго.

Многие успехи Австралии непосредственно связаны с достижениями технического прогресса. Именно новые технологии сделали возможным  экспорт австралийских сельхозпродуктов  в страны Старого света в конце XIX века. Появление холодильных установок тогда кардинально изменило экономическую жизнь страны, повлияв на  ее положение в глобальном мире. Новые технологии  активно  востребованы сегодня жителями «зеленого» континента. В стране создана отличная система автомобильных дорог, а трасса Highway 1 (проложенная вдоль побережья, она опоясывает весь континент) – признана самой длинной в мире национальной трассой (около 25 000 км.). Несмотря на высокое качество австралийских автодорог, авиатранспорт пользуется в стране особой популярностью. Это обусловлено, конечно, большими расстояниями. В аэропортах (на внутренних линиях)  все пассажиры самостоятельно регистрируются перед посадкой у специального электронного терминала.  

Находясь в Австралии видишь, сколь активно страна включена  в жизнь  мирового сообщества: миллионы туристов посещают Большой Барьерный риф, а Сидней и Мельбурн входят в число культурных центров, имеющих общемировое значение. Олимпийские игры, конгрессы, выставки – события, привлекающие в страну миллионы гостей и активно влияющие  на внутреннюю жизнь страны. Паб Slip в Сиднее пользуется у туристов особой популярностью. На стене паба прикреплена табличка сообщающая, что именно здесь во время Олимпийских игр 2002 года датский кронпринц Фредерик познакомился с Мэри. Сегодня австралийка Мэри носит титул Ее Королевского Высочества.

Восточное побережье Австралии – «ворота», через которые проходило заселение континента европейцами.  Здесь, в удобной глубокой гавани  залива Порт-Джексон,  26 января 1788 г. высадились британцы, основавшие первое поселение в Австралии. Теперь город Сидней – самый большой многонациональный город страны, а день 26 января отмечается как национальный день Австралии.

Сидней, пожалуй, наиболее последовательно  демонстрирует многообразие современной Австралии. Здесь есть свой «Гайд-парк» и китайский квартал (с многочисленными драконами и вывесками, написанными китайскими иероглифами). Здесь находятся главные достопримечательности  континента: арочный мост  (переброшенный в 1932 году через залив Порт-Джексон) и здание оперного театра. Здесь много зданий викторианской эпохи и современных небоскребов, есть метро и монорельсовый транспорт, на набережных много  длинноногих ибисов, а в парках  симпатичных поссумов, похожих на наших  белок.

Австралийцы гордятся страной и ее природой (о чем свидетельствуют великолепные многочисленные ботанические сады и океанариумы), но их ностальгия по Старому свету ощущается постоянно. На карте страны немало европейских названий (Австралийские Альпы – высокогорная часть Большого Водораздельного хребта на юго-востоке Австралии), имен героев Старого света (гора Костюшко, например),  а количество монументов монархам на улицах австралийских городов удивляет  иностранцев. Примечательно, когда в ирландском Дублине решили отказаться от статуи королевы Виктории, то австралийцы перевезли  и установили в Сиднее этот памятник.

Австралийцы – милые, доброжелательные люди. Это отмечают все путешественники, побывавшие в стране. Заблудившемуся в городе туристу все готовы помочь. Суровые образы первых поселенцев – каторжников сохранились лишь на страницах летописи освоения страны и в музейных экспозициях. Когда в XVIII веке  британцы лишились возможности отправлять провинившихся в Новый свет (из-за  освободительного движения  в Северной Америке),  они  «переориентировались»  на Австралию. Тогда в страну прибыли и высланные из Британии  участники восстаний в Ирландии, крестьянских волнений в Шотландии и Англии. 

Сегодня в городских автобусах «зеленого» континенты, возле каждого окна (там, где в других странах размещены таблички призывающие следить за своим багажом и не выглядывать в окна), прикреплены надписи «Учащиеся, пользующиеся льготным проездом, должны уступить место пассажирам старшего возраста». Похоже, это нехитрое наставление позитивно влияет на жизнь австралийского общества.

В день моего отъезда из Мельбурна стояла пасмурная погода. Мелкие капли дождя срывались с серого неба и, подхваченные ветром,  иголочками кололи лицо. На  площади,  около железнодорожной станции «Южный крест», стоял молодой мужчина в традиционной шотландской одежде. В руках он держал волынку. Спешившие прохожие не обращали внимание ни на его одеяние, ни на мелодию, созданную некогда в  шотландском Хайленде. Эта картина явно мало удивляла «внуков шотландских нагорий и английских болот...» (по определению австралийской  поэтессы Мэри Гилмор, описавшей так  «родословную австралийской нации). Шотландская мелодия была здесь по-домашнему уместна и лишь сильный холодный ветер с юга напоминал о близости Антарктиды.

══════

Уникальность огромной Австралии лучше понимаешь, удалившись на почтенное расстояние от «зеленого» континента. Известно, большое лучше рассматривать на расстоянии. Успешный опыт Австралии, в которой социальная политика является приоритетом, а своеобразие культурных традиций активно содействует решению сложных современных проблем – находится сегодня в поле внимания  многих экономистов, политиков и философов, пытающихся найти оптимальный путь  решения  проблем общества   XXI-го  века.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба