Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №2, 2012
Основу учебного пособия составляет концепция, согласно которой современная философия науки: а) не сводится к эпистемологической проблематике – анализу структуры, методов и развития научного знания; б) должна иметь в качестве своего необходимого эмпирического фундамента материал реальной истории науки и анализ содержания современной науки; в) является прикладной философской наукой, исследующей философские аспекты и основания реальной науки и реальных научных теорий (в этом отношении философия науки является аналогом таких прикладных философских дисциплин как философия реальной культуры, философия реального искусства, философия реальной политики, философия реальной экономики и т.п.); г) является междисциплинарным видом исследования и знания, синтезирующим и использующим на равных правах как философские, так и конкретно-научные понятия и методы для решения философских проблем науки. Что дает такой подход в истолковании предмета и метода философии науки? Прежде всего, междисциплинарная ориентация философии науки позволяет объективно рассмотреть и сформулировать все основные концепции взаимосвязи философии и науки, которые существовали и существуют в реальной истории их взаимоотношения.
Автор выделяет и подробно описывает четыре таких концепции: 1) трансценденталистскую (называемую позитивистами часто также «метафизической», а применительно к естествознанию – натурфилософской концепцией); 2) позитивистскую, 3) антиинтеракционистскую (доказывающую отсутствие необходимой и существенной связи между философией и зрелой наукой), и, наконец, 4) диалектическую (утверждающую существование необходимой, но при этом диалектически противоречивой связи и взаимодействия между реальной философией и наукой, обусловленную единством и целостностью реальной культуры, элементами которой они являются). Развиваемая автором концепция позволила создать ему не только достаточно полную модель предмета философии науки, но также многомерную модель структуры науки и научного знания. При таком подходе удалось описать как общие закономерности развития науки и научного знания, так и специфические закономерности различных областей науки. Авторский подход позволил ему достаточно естественным образом включить в проблематику философии науки не только ее онтологические и гносеологические проблемы, но также социальные, культурные, практические и антропологические проблемы науки. Дело в том, что последним проблемам философии науки в существующих учебниках уделяется явно недостаточное внимание, а иногда они вообще обходятся стороной. Во многом это следствие чисто позитивистского взгляда на науку и ее философскую проблематику. разделы часто рассматриваются в работах по философии весьма неравномерно: чему-то уделяется небольшое внимание в начале курса, а что-то вообще выносится на его задворки. В рецензируемом учебном пособии этого недостатка удалось избежать и это, безусловно, одно из главных его достоинств.
Особое методическое значение имеют разработанные автором дидактические схемы и таблицы. Они подробны и наглядны, охватывают все разделы курса и самое главное – могут обобщаться и расширяться во многих направлениях исследовательской и учебной деятельности. Наиболее интересными, на наш взгляд, являются такие таблицы как: сравнение основных понятий и закономерностей научного познания в классической и неклассической философии науки; общие закономерности развития науки и научного знания; сравнение философских оснований классической, неклассической и постнеклассической науки и др.
Можно указать также на ряд недостатков, устранение которых способствовало бы улучшению последующих изданий данной книги. Прежде всего, это тот, что большинство конкретных примеров в учебном пособии приводится из области физики, что вообще характерно для большинства работ в области философии науки, как в отечественной, так и в мировой литературе. Конечно, это объясняется тем, что физика оказалась самой проработанной в смысле философской рефлексии наукой, но ведь есть и не менее достойные для внимания философии естественные науки, такие, например, как география, геология, биология и другие. Кроме того, в качестве иллюстраций следовало бы полнее использовать гуманитарные науки, бурно развивающиеся в последние десятилетия. Автор недостаточно, на наш взгляд, раскрыл содержание постнеклассической рациональности. Нам также не совсем понятна позиция автора, согласно которой понимание философии как эпистемологии закончилось в XIX в. Но ведь и в ХХ столетии философия науки как эпистемология получила новые мощные импульсы развития, обрела новое дыхание, например в постпозитивизме. Достаточно упомянуть в этой связи концепцию К.Поппера с ее конструктом «третьего мира». Серьезность существующих между отечественными философами разногласий по вопросу о соотношении эпистемологии и философии науки проявилась, например, совсем недавно в ходе обсуждения на страницах журнала «Вопросы философии» книги «Энциклопедия эпистемологии и философии науки» под редакцией И.Т. Касавина. Однако, с нашей точки зрения, междисциплинарный поход, учитывающий неразрывную взаимосвязь онтологии и эпистемологии в рамках философии науки, сегодня начинает разделяться все большим числом профессионалов в этой области философского знания. Мы согласны с С.А. Лебедевым не только в том, что нельзя сводить философию науки целиком к эпистемологии, но и в том, что противопоставлять их друг другу также нельзя, поскольку именно в эпистемологии содержатся те критерии, которые удостоверяют, что определенное знание является именно научным знанием. Наше собственное видение этого курса заключается в том, что основой «Истории и философии науки» должна стать не гносеология, а именно онтология науки, опирающаяся на три уровня систем, составленных из соответствующих типов научных картин мира. Первая такая система представляет собой совокупность дисциплинарных онтологий. Поскольку они предельно конкретны, то междисциплинарные взаимодействия между ними возникают наиболее естественным образом. Поскольку учебное пособие по философии науки адресовано, прежде всего, аспирантам, необходимо помнить, что аспирант и соискатель являются достаточно узкими специалистами. Они ориентированы прежде всего на онтологическое содержание науки и ее проблем. Поэтому если бы развиваемый автором междисциплинарный подход к философии науки более сильно опирался на анализ дисциплинарных онтологий, то от этого он лишь усилился бы, став более целостным и универсальным.
«Философия науки» С.А. Лебедева – это, безусловно, востребованная и актуальная книга, имеющая большой спрос в регионах. Она позволяет аспиранту довольно быстро освоиться среди основных понятий и концепций курса, и в то же время заставляет его задуматься о фундаментальных проблемах, присущих всему этому направлению философии.