Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №3, 2012

Холодный В.И.
Вик Тор. Весь – Взвесь – Гармонический синтез или Сублимация (Пособие для президента)

В 2008 г. опубликована монография яркого философа и писателя Дружинина В.Ф., в которой запечатлелась неискоренимая гражданская принципиальность, идейная и творческая  целеустремлённость автора. Особенно примечательно, что в монографии на уровне философской рефлексии выявляются и художественно мифологизируются три стороны жизнедеятельности кафедры философии, которая выступает в качестве прототипа любой вузовской и научно-исследовательской организации. Лицевая сторона демонстрирует приверженность христианским заповедям и человеческой добропорядочности членов кафедры, которые действительно несут в себе эти ценности. Но на практике доминирует оборотная сторона жизнедеятельности, где животрепещущие нравственные интенции поглощаются «глянцевым» лицемерием и стыдливым, а порой, и откровенным цинизмом. Далее с наглядной убедительностью раскрывается третья, самая скрытая и глубоко укоренившаяся «подноготная» сторона вузовского бытия. Автор в своём Страдальческом Воображении видит Душегуба, который «… не… лишает человека жизни физически, а… душу губит, морально уродует, – калечит её, высасывает и тем самым убивает жизнь» (с. 13). Думается, что этому Знаковому прорыву в «подноготную» сферу суждено остаться навечно в общественной памяти, наряду с ещё более глубинными психологическими прорывами в «душегубство», как, например, «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М. Достоевского. Дружинин, следуя классической традиции, мифологизирует вечные «дьявольские» архетипы и акцентирует внимание на специфике их проявления в криминально-коррупционный период российской и мировой истории.      

В «Сублимации» предпринимается продуктивная попытка Возродить на новой основе потерянную синтетическую философию. В органическом единстве представлены проблемы корневых первоначал бытия, диалектики, гносеологии, пространства и времени, эстетики, этики, смысла жизни, психологических душевных устремлений и многие другие. В результате колоритно заявляет о себе многообразная гамма вечных философских вопросов и реальных жизненных коллизий.

При чтении книги своеобразно приобщаешься к Вечности, где одновременно дискутируют реальные и вымышленные мыслители всех времён и народов. Предопределяют проблемный мир вечные и самые мудрые философы Конфуций и Августин, потом конкретизируют его, ищут ответы и подводят итоги вместе с Виктором и многими классическими и вымышленными мыслителями. И так виток за витком разворачивается естественный животворящий процесс, который аналитики пытаются осмыслить и порождают тем самым рефлексивный уровень бытия. Проблемы гипотетически решаются и постоянно выбрасывают лучи поиска иного глубинного самопонимания. Читатель погружается в удивительную рефлексивную реальность, в Вечный круговорот мифологического Воображения и логически детерминированного объяснения вещественного, душевно-психологического и трансцендентного существования и различных форм понимания.

Наиболее значимой выступает многомерная рефлексия проблемы пространства и времени. Именно этим путём преодолеваются односторонности приземлённого материализма и отчужденного идеализма.

Мировоззренческо-философскую позицию автора можно охарактеризовать как личностную разновидность либерально-юридической идеологии, которая доминирует сегодня в бизнесе, властных структурах и др. сферах жизни. Он описывает, как на протяжении долгих лет пытался донести своё  философское понимание до преподавателей и различных управленческих структур. Но либеральные единомышленники нигде его не услышали. Проигнорировали на кафедре, ректорате, ВАКе и высших эшелонах власти. В результате Дружинин В. Ф. вынужден был совершить жертвеннический подвиг и отказаться от любимой работы преподавателя философии в вузе. Принял решение жить на одну пенсию при сохранившейся активной трудоспособности и творческого потенциала. Между тем автора «Сублимации» не услышали по вполне объективным и закономерным причинам. Ведь мы живём не только в коррупционном мире, но и в период дезинтеграции философии, науки, внутреннего мира человека, мировоззренческих позиций и всей жизнедеятельности, когда никто никого не слышит. Мировое сообщество разделилось на различные корпоративные и коррупционные группировки, которые действуют по жёстко детерминированной системе взаимодействий. Ни в созидательные, ни в разрушительные, а тем более в индифферентные системы ничто «постороннее» не проникает. Устраиваются диалоги на телевидении, научных семинарах, политических форумах и т.д., но каждый остаётся со своей «кочкой» зрения.

Мои философские поиски  по своим внутренним смыслам созвучны концептуальной рефлексии Дружинина В.Ф. Вместе с тем по форме и аксиологическим ожиданиям позиция рецензента не либеральная, а почвенническая. Но и почвенники разобщены по группировкам, и не способны выработать общую стратегическую и тактическую программу. И философствующий почвенник также не заинтересован услышать смысл позиции другого почвенника, находящейся за пределами его идеологических и других ограничителей. Что касается властвующих структур, то они вынуждены, прежде всего, решать ситуативные задачи в постоянно усложняющемся противоречивом мире, а в стратегических вопросах опасаются выйти за пределы однажды принятой парадигмы. Это не означает, что рефлексирующие граждане должны отказаться от попыток обратиться к Президенту и др. влиятельным лицам. Чисто случайно твою конструктивную идею могут услышать. Между тем основное призвание философии автор видит в формировании глубинной рефлексивной атмосферы, которая влияет и на властные структуры, и на все сферы жизнедеятельности.

«Сублимация» – дискуссионное философское произведение и одновременно альтернативное учебное пособие по философии для всех форм обучения. В монографии  предлагается многоуровневое понимание субстанции в качестве иерархического конгломерата Богов, которые творят конгломерат миров. Утверждается, что человек и вся наша вселенная создана Творцом, которого породил Творец более высокого уровня разумения и т. д. до бесконечности. Трудно, даже гипотетически, согласиться, что именно так устроен мир сам по себе. Между тем позиция Дружинина В. Ф. весьма продуктивна как методологический принцип для объяснения многоуровневого человеческого опыта. Приведу только один пример. Современных детей создали родители, которым ранее дали жизнь их родители. Эта много звеньевая цепочка прослеживается до «Адама» и «Евы», и в обратном направлении. Предков все народы различными способами почитают и считают более мудрыми, чем последующие поколения. Правомерно говорить о вечности спонтанной традиционной мудрости, понимание которой многовариантно реконструируется и постоянно заводит народы в духовные и социальные тупики. Именно эту корневую структуру нашего опыта опосредованно выражает автор и ориентирует человечество на Возрождение нейтрализованной мудрости и целостности бытия.  

Дружинин считает, что кризис философии обусловлен и тем фактом, что её считают наукой. В самом общем плане эту позицию сейчас разделяют многие исследователи. Но у каждого свои аргументы. Автор отстаивает идею синтетической философии, которая «должна выступать как некий синтез всего знания, накопленного человечеством в течение тысячелетий (и науки, и религиозно-мифологических представлений, и мистических прозрений, и интуиций искусства)» (с.38). У меня несколько иной подход. Философия – не наука, а гипотетическая теория, интегрирующая в себе культуру спонтанного Чистого Понимания, которая ставит под сомнение научные и все другие стабилизировавшиеся частные виды понимания и прокладывает поисковые пути к обновлённой животворящей вере, мировоззрению, идеологии, и базирующимся на них жизненным процессам. А более конкретная синтетическая философия производна от гипотетической поисковой мысли и стремится воссоздать Целостную систему осознанного логического объяснения внутренних механизмов и Смыслов многочисленных стихий жизни, умонастроений, теорий и т.д.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба