Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №3, 2012

Мамедова Р.А.
Азимова Р.Д. Человековедение – наука ХХI века

Существование человечества невозможно без опоры на осмысление единства цивилизации. В этом смысле актуализация человековедения как науки XXI века требует особого внимания. По мнению д.ф.н., профессора, зав. отд. социологии и социвльной психологии Института философии, социологии и права Национальной Академими наук Азербайджана Рафиги Азимовой автора книги «Человековедение наука XXI века (в поисках смыслообразующих констант синтеза)», процесс выживания человека в современном мире непосредственно связан с планетарным духом универсальных ценностей. Как совершенно справедливо считает Р.Азимова, в основе той или иной ментальности, корнями уходящей в глубокую древность, высвечиваются элементы морального кодекса. На примере древнего учения Заратустры автор раскрывает изначально заложенную в человека устремленность к совершенствованию своего внутреннего мира.  

Вместе с тем автор находится в поисках «логической цепочки взаимосвязей «этажей жизни» человеческого сознания».

Рассматривая ряд произведений ведущих философов и психологов второй половины XIX-XX вв. Р.Азимова задается вопросами эмоционально-психологической и интеллектуальной конституции человеческой природы. В последовательности культурно-исторических этапов показана историческая макродинамика, что на наш взгляд, в высшей степени сложно и требует своего дальнейшего рассмотрения. В монографии прослеживается идентификация идей в большом временном масштабе, что граничит с развертыванием всеобщей истории духовного становления человеческого мира.

Автор считает, что сегодня необходимо выявить и особенности, и возможности планетарного сосуществования человечества. Для этого автор синтезирует два метода философского анализа – синхронного и диахронного, функционального и типологического. Синхронное рассмотрение дает возможность изучить характер и функции целого ряда феноменов, их коррелирование как вариантов единой гуманитарной системы. Раскрытие контактных взаимодействий с характером эпохи, форм общественного сознания исторически сложившихся институтов определяют диахронное сравнение. Чем выше вовлекаемый в изучение материал, тем органичнее сливаются синхронный и диахронный аспекты философского анализа, что приводит автора к точным и объемным характеристикам.

Идеи автора, касаемые упорядоченного развития, гармонии, целостности, единства человечества сегодня особо привлекательны и актуальны. Они непосредственно связаны с культурной рефлексией, которая функционирует как поиск парадигм развития человечества.

В монографии обращает на себя внимание попытка автора выдвинуть триаду доминант, составляющих стержень науки «Человековедение». Это, прежде всего:

–    имманентность свойств человеческого существования;

–    адаптационные свойства, определяемые наиболее существенными константами культуры, коррелирующие с тем или иным контекстом;

–    типологические свойства, концентрирующие в себе целесообразные и наиболее устойчивые, клишированные элементы человекознания.

В полном соответствии с современными аспектами философской науки, взятой в понятийном содержании, анализируется проблема человековедения. Так, безусловно, важны этноидентифицирующие маркеры духовной культуры. Вместе с тем, проблемы человековедения имеют закономерности универсального характера. Концептуализация мира в культурно значимой деятельности фиксируется на уровне системы культурных стереотипов цивилизации. Здесь синтезировано несколько уровней  понимания проблемы: генетический, религиозный, социокультурный, функциональный.

Знакомство с книгой Р.Азимовой невольно вызывает ассоциации с идеями мультикультурализма. Труд Р.Азимовой опубликован в контексте важных для Азербайджана общественных процессов. Президент нашей страны Господин Ильгам Алиев на Международном Гуманитарном форуме 2011 года провозгласил мультикультурализм как одно из важных слагаемых и условий будущего гуманитарного развития работы в Азербайджане.

Напомним, что мультикультурализм в Азербайджане представляет собой часть национальной идеи. Ибо национальная идея азербайджанского народа сегодня является национальной идеей всех этнических групп, проживающих в Азербайджане. Политики, социологи, гуманитарии в нашей стране далеки от дилеммы – ассимиляция меньшинства в большинстве, либо обособление меньшинства. Ибо мультикультурализм в сознании нашего народа имеет глубокие историко-культурные корни. Этническая гомогенность в Азербайджане складывалась веками.

Научный вектор исследования автора направлен на две взаимосвязанные проблемы. С одной стороны –  изучить общие основы духовной культуры как сквозной линии эволюционного развития человечества, с другой – зафиксировать мозаику его частного самовыражения. В монографии методология философского анализа ориентирована на методологию функционального анализа духовной культуры, синтезированного с типологическим изучением материала. Такие концептуальные веки ложатся в новую науку – «Человековедение», формируемую в книге Р. Азимовой и становятся смыслообразующими на уровне гуманитарного знания. Данный методологический подход, на наш взгляд, представляет весьма ценную и продуктивную перспективу. Важно подчеркнуть, что установление цивилизационных связей, выявление и объяснение генетической основы этих связей способствует складыванию представления о цельности и монолитности человеческой духовности. Сложности, возникающие при разработке проблем человековедения, и имеющие объективные основания в разнородности материала, думается, что можно преодолеть с учетом опоры на методологически фундаментальные принципы, предложенной Р.Азимовой в книге.

Как известно, жизненные и практические установки людей, устойчивые образы мира, эмоциональные предпочтения формируют культурный шифр менталитета. Архаические структуры, мифологическое сознание и культурные трафареты, образ мыслей, душевный склад «работали» на общую духовную настроенность, целостную совокупность мыслей, навыков духа. Складывалась картина мира, скрепляемая единством культурной традиции.

Специфические уровни человеческого сознания, специфический тип мышления, социальный опыт, интересы, эмоциональная впечатленность, природные данные и социально обусловленные компоненты отражают представления человека о жизненном мире. Мыслительные схемы, образные комплексы получали культурное обнаружение. В результате, по мнению Р.Азимовой система типологических констант является способом сохранения закономерного характера развития мировоззренческой культуры, ее динамики и  целесообразности.

Перед нами текст, имеющий качество афоризма. С авторского афоризма начинается книга:

«Чем шире и глубже научная мысль пытается проникнуть в лабиринты человеческой природы, тем больше предстают перед ней белые пятна непредсказуемости человеческих помыслов, планов и поступок – прекрасных и безобразных, высоких и низких, комических и трагических». Соотнесенность с различными культурными системами часто дезориентирует, а не обогащает. Именно поэтому, автор обращает наше внимание к принципу континуитета. Примечательно, что достаточно часто традиционные идеи звучат в перспективах современной цивилизации. И паритетом здесь становится единство человечества. По мнению автора, сопричастность к феномену духовного бытия – это, прежде всего, система иерархической структурированности и полифункциональности. И закономерно, что артефакты нашей культуры несут в себе глубочайшие генетические импульсы.

Книгу пронизывает идея человеческого генотипа. Генотипа, смоделированного и изучаемого с философской точки зрения. Генотип трактуется как своего рода «врожденная» программа, определяющая многое в развитии человечества. Селектированные способы воздействия на функционирование культурных форм рождают, в конечном итоге, систему человеческих ценностей.

Если рассматривать культуру Азербайджана как культуру, органично впитавшую в себя традиции евразийского региона, то неизменно высвечиваются особенности менталитета, специфика национального характера, отражающие синтез гетерогенности и полиэтничности, способность органично усваивать иные этнокультурные традиции.

Целостная совокупность слагаемых этнокультуры определяет особенности нации. Вместе с тем, культурный шифр национальной специфики раскрывается через этногенетические сравнительные исследования. Этническая самооценка, социальные интересы, жесткость определенных традиций, морали, духовность, имеющая природную основу, особенности уровней, качество индивидуального и коллективного сознания; типологии мыслительных моделей, тип мышления, социальный и исторический опыт, образные комплексы, ценностные критерии, устойчивость менталитета – все эти общие и достаточно мощные, фундаментальные основания фигурируют в книге Р.Азимовой.

В этом смысле размышления автора, связанные с основами становления предмета «Человековедение», могут оказаться серьезным подспорьем в дальнейших поисках, связанных становлением науки «Человековедения».

Рождение этой книги закономерно. Азербайджан – страна, в которой сконцентрировались свойства духовной культуры Европы и Азии. Азербайджан находится на стыке двух мегацивилизаций.

Книгу пронизывает высокая степень духовности, понимание нравственной консолидации. Автор учитывает, прежде всего, реалии современной ситуации, во многом зависимой от процессов глобализации. Ее волнуют судьбы планетарной цивилизации. И в этом заключен смысл и пафос книги.

Завершая свою рецензию, могу заметить, что Р. Азимова как серьезный исследователь, ученый постигший истину и несущий ее в сердце, преподнесла обществу труд, зафиксировавший настоящее и будущее становление «Человековедения» как науки.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба