Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2014

Артемов В.М.
ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ: ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

Расхожее мнение о том, что в Греции мало кто работает, а кто работает, – тот работает мало, на мой взгляд, было опровергнуто этим летом. XXIII Всемирный философский конгресс заставил всех нас, что называется, потрудится на славу. Точнее, его добросовестные участники, как мне представляется, руководствуясь, прежде всего, представлениями о духовно-нравственном и теоретическом дефиците, который, увы, вполне очевиден в современном мире, приложили максимум усилий (хотя бы только на уровне мыслей, высказанных вслух), для исправления столь удручающей ситуации. Именно такой настрой, к примеру, царил даже во время официального открытия форума на Акрополе, где я впервые увидел сотни и тысячи философов со всего мира,  собравшихся в одном месте, чтобы быть причастными не просто к духовно-теоретическому творчеству вообще, но, и это главное, – к выполнению особой миссии оздоровления и обновления  мира в целом.

Не претендуя на точность анализа и глобальность оценок, ограничусь осмыслением собственного опыта участия в конгрессе в составе делегации из России. Последняя оказалась весьма многочисленной и разнообразной. Не знаю, кто как, но лично я чувствовал себя частью нашего целого. Хотя мы могли даже не встречаться друг с другом, но нас, думается, объединял дух некоего общего дела.

Честно говоря, собирался поделиться своими впечатлениями о столь значимом мероприятии мирового уровня ещё по горячим следам, то есть в сентябре, когда и получил соответствующее предложение от редакционной коллегии журнала. Но, руководствуясь известной мыслью о том, что большое видится на расстоянии, отложил это до выхода третьего номера настоящего журнала за этот год, в котором опубликованы интересные воспоминания коллег о жарком августе в Афинах. Впечатления, суждения и оценки, высказанные авторами, самые разные, даже  противоположные (от восторгов до уныния).

 Попытаюсь найти свою, так сказать, «золотую середину». Тем более, что за прошедший после конгресса период мне пришлось по крайней мере дважды выступать с докладами (рассказами) о том, как он проходил и каковы его результаты. Один раз это произошло на заседании кафедры философских и социально-экономических дисциплин Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), когда рассматривался вопрос об участии в конгрессе нашей университетской делегации в составе трёх человек. Другой (по моей собственной инициативе) – на очередном заседании философско-правового  клуба «Нравственное измерение права», которым руковожу более десяти лет. В данном случае мне удалось подробнее  остановиться на содержательной стороне конгресса и я попытался выделить ключевые моменты, прежде всего,  с точки зрения современного решения проблемы  соотношения нравственности и права (забегая вперёд, скажу, что это своеобразный стержень моего доклада на соответствующей секции). Можно констатировать, таким образом, что очевидными фактами являются не только сам конгресс, но и явный интерес к нему со стороны самых разных категорий людей, представляющих  научно-образовательное сообщество – от преподавателей до студентов.

Хотелось бы подчеркнуть, что ход и результаты конгресса  в определяющей мере зависели от каждого из тех участников, кто ответственно подошёл к делу. Личностный фактор, безусловно, был решающим.

 Прежде всего, речь идёт о прибытии в Афины. Наверное, не все смогли найти такую возможность, но я и мои университетские коллеги сделали это за свой счёт. Кстати, решение участвовать в работе настоящего конгресса лично я принял самостоятельно пять лет назад, когда вышел в свет Сеульский (XXII ВФК) сборник абстрактов на английском языке, где был опубликован и мой материал. Заочное участие (по объективным причинам) в предыдущем конгрессе меня, естественно, не устроило в полной мере, поэтому я дал себе слово обязательно наверстать упущенное на следующем. А ещё десять лет назад, стоя на палубе известного стамбульского «философского парохода» (добирался туда, помнится, своим ходом через Болгарию), я мечтал об участии, насколько это будет возможно, во всех последующих подобных международных форумах. Соответственно, специально для первоначального знакомства со страной (хозяйкой XXIII-го) ещё три года назад посетил Грецию в качестве туриста и проехал, как говорится, по многим городам и весям.  И вот на этот раз получилось обрести качество непосредственного участника Афинского конгресса .

Разумеется, прибыв на место, важно было оказываться в нужное время в нужных местах. Лично я посетил практически все основные пленарные заседания, включая выступление Ю. Хабермаса, который, кстати,  размышлял о нравственном измерении права, что, в свою очередь, не могло меня не заинтересовать. Правда, на доклад А.А. Гусейнова не удалось попасть, но зато я с ещё большим интересом ознакомился с его содержанием благодаря упомянутому номеру настоящего журнала [с. 11-16]. Кроме того, участвовал в работе ряда секций: «Философия образования», «Русская философия», «Социальная эпистемология» (по личному приглашению И.Т. Касавина) и др. И, – главное, – выступил на секции «Философия ценностей» под руководством Р.Г. Апресяна. Последнее обстоятельство, точнее, необычность реально сложившейся ситуации заслуживает особого внимания в силу своей исключительности (по крайней мере для меня).

В этой связи напрашивается невольное сравнение с предыдущим  Российским философским конгрессом, который проходил летом 2012 года в Нижнем Новгороде. Не останавливаясь на организационной стороне дела (у нас, помнится, секции были разбросаны, что называется, по всему городу), замечу, что родина Сократа объединила все пленарные заседания и  секции под одной крышей. Речь идёт о знаменитой Школе философии, где хватило места всем. Если в Нижнем Новгороде я выступал в ряду других на аналогичной секции, уложившись в  положенный регламент, так как все записавшиеся участники хотели выступить, то на секции в Афинах мне пришлось выступать одному в несколько раз дольше и примерно столько же времени отвечать на вопросы. Фактически всё время, отведённое на данное заседание (07.08. 13.: 14.00-15.50), оказалось заполнено только моим докладом «Ценностное измерение права в современном обществе: Приоритет нравственности», а также вопросами и репликами в связи с его содержанием. Таким образом, поработать пришлось и за себя и за ещё всех тех (из разных стран), кто  записался выступать. И, главное, произошло это совершенно неожиданно для меня: оказавшись перед микрофоном и пытаясь настроить ноутбук для презентации, я вдруг услышал о том, что других выступающих просто нет в аудитории. Правда, заинтересованных участников – в основном русскоговорящих – в ней было достаточно много.

Но, как говорится, нет худа без добра. Во-первых, в итоге – моральное удовлетворение, связанное с исполнением должного. Сама по себе благодарность руководителя и участников обсуждения многого стоит. Конечно, я далёк от самодовольства, но после этого испытания появилось чувство, которое классик применительно к себе  выразил примерно так: «Ай да Пушкин!». Во-вторых, сложившаяся ситуация позволила затронуть и обсудить с весьма компетентной аудиторией значительно больше проблем, чем было запланировано. И, в-третьих, я ещё раз убедился в абсолютной актуальности заявленной мною темы. Действительно, сегодня очень многих, если не всех, беспокоит реальное нравственное, точнее, во многом безнравственное состояние общества в целом и правового института, в частности. Минимизация нравственности в праве является вызовом нашего времени. Её усиление – это насущная и перспективная потребность современного социума. Хочется верить, что удалось сказать об этом  достаточно убедительно. Но, даже если я заблуждаюсь, то меня оправдывает то обстоятельство, что философия в целом и этика, в частности, призваны выполнять известную утопическую функцию. Согласен с тем, что сама философия  выступает в качестве своего рода этического проекта, без которого по сути нет будущего.

Нельзя не подчеркнуть также, что философы (и не только они) имеют право выступать и, вообще, говорить на своём родном языке. Он тоже является приоритетной ценностью в определённых ситуациях. Об этом, между прочем, прямо заявил на одном из пленарных заседаний В. Вельш из Германии, отказавшись выступать на английском языке. И переводчики вполне компетентно перевели его доклад с немецкого на соответствующие официальные языки, в том числе, на русский. А вот на секционных заседаниях – кому как повезло. Приходилось видеть муки соотечественников, да и не только, которым приходилось зачитывать на английской, так сказать, «мове» свои тексты и оставаться разочарованными в результатах (в смысле понимания ими сказанного коллегами, в том числе, англоязычными). Разумеется, желательно знать английский, да и другие основные языки для улучшения коммуникации в целом. Но, думается, каждый должен заниматься своим делом на подобных форумах. Участники – готовить свои выступления и выступать, а переводчики – переводить (и не только на пленарных заседаниях, наверное).

Коль скоро речь зашла о проблемах и их возможных решениях в будущем, остановлюсь ещё на одной. Это не столько дороги, сколько то, на чём по ним передвигаются с достаточной скоростью. Оказалось, что конгресс в Афинах, по крайней мере в одном пункте (в смысле организации транспортного сообщения), не далеко ушёл от нашего Нижнего Новгорода, где были несколько иные «ляпы». Таксисты, конечно, неплохо заработали на нас, но, и мы могли бы сэкономить деньги и время, если бы из каких-то заранее оговоренных точек города более-менее регулярно курсировали автобусы. Правда, наличие этой проблемы и необходимость её решения приводили к разного рода открытиям и дополнительному общению на личностном уровне. И это само по себе ценно.

Да и в самый первый день, устроившись в заранее заказанной гостинице, тут же спросив, как добраться до места проведения конгресса, отправился туда пешком. Памятуя об истории подобных путешествий (Л.Н. Толстой в Ясную Поляну через Подольск шёл, к примеру) я долго и терпеливо плутал по улочкам Афин. Причём разные прохожие указывали подчас самые разные направления движения. По-видимому, современные жители и гости Афин не столь сведущи в том, где найти, условно говоря, Сократа, Платона или Аристотеля (ведь Школа философии ассоциируется, прежде всего, с этими великими именами). В результате всё же пришлось взять такси, но я, тем не менее, сам искал  путь к цели… 

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба