Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2014

Кочесоков Р.Х., Шевлоков В.А.
ФИЛОСОФСКАЯ ИННОВАЦИЯ

Как известно, в недавние времена философия у нас выступала в роли идеологического куратора и методологического штурмана наук. Но в 90-х годах на гребнях стихии методологического плюрализма каждая наука стала сама себе методологией, а «провинившейся» философии было указано на ее место: рефлектировать над смыслами культуры (что, порой, понимается крайне узко). Минусы методологической свободы, не стесненной границами философского разума, не заставили себя ждать. Их проявления вездесущи и многообразны. Мы остановимся лишь на «этноцентризме», который стал едва ли не методологической доминантой историографии, культурологии и филологии в российских регионах (на местах). Не вдаваясь в детали, заметим: типичные плоды методологии этноцентризма – это печально известные «конфликты историй» (этносов, народов) и вражда идентичностей (в научных дискурсах и СМИ, с продолжением, увы, на улицах и площадях). На этом фоне философы в Кабардино-Балкарском университете (КБГУ) озадачились проблемой «реабилитации» методологического потенциала философии – в отношении региональной гуманитарной науки. Было понятно, что одними семинарами делу не помочь (ведь в гуманитарной методологии «слишком много» мировоззрения; всяк останется при своем мнении), и решили опробовать метод совместных «спецпроектов», а точнее – метод научно-публикационных проектов, выполненных по общей (единой) теме в форме междисциплинарных исследований философов, историков, культурологов, филологов, психологов. Было также  решено публиковать эти работы «не у себя дома», а в известных российской научной общественности  журналах  в форме их тематических выпусков. Речь, в частности, идет о таких научно-теоретических изданиях, как «Философские науки» (2011. №1, специальный выпуск), «Вопросы культурологии» (2012. №8), «Высшее образование в России» (2013. №6), «Научная мысль Кавказа» (2013. №4).

Не вдаваясь, опять-таки, в детали, отметим, что выпуск «Философских наук» был посвящен теоретической и прикладной проблематике идентичности и формирования российской гражданско-политической нации; выпуски номеров «Вопросов культурологии» и «Кавказской научной мысли» – вопросам культурных и коммуникативных механизмов «дрейфа», т.е. постепенного исторического движения (именно движения, а не политико-конструктивистских решений) к формированию российской нации. Что касается журнала «Высшее образование в России», мы воспользовались практикой этого журнала предоставлять вузам часть своего объема на предмет «себя показать». Но в данном случае мы не ограничились показом нашего университета (КБГУ), а  попытались  высказать и нечто значимое для вузовского и научного сообщества России. Ключевой мыслью была следующая:  из стратегии развития вузовской науки (а в регионах доминирует именно вузовская наука) страны просто выпадает вся проблематика методологической координации, обобщения и синтеза научной продукции региональной историографии и культурологии (увы, открывая простор для доморощенной методологической «культуры» этноцентризма со всеми негативными последствиями), а в политике развития образования в стране никак не обозначена роль высшей школы в формировании российской национальной идентичности, негласно утверждая «над-мирную философию» глобального гражданства. Зрение из региона особенно четко фиксирует бесплодные «метания российского духа» между крайностями этноцентризма и глобального гражданства. В этом смысле наши проекты можно понимать как посильное участие философов Нальчика в поиске «того третьего», что соберет и консолидирует российское сообщество в историческом движении к общей идентичности.

Конечно, хотелось бы, чтобы у коллег по философскому цеху возникло желание ознакомиться с нашими проектами в их текстовых форматах. Мы же, работая над ними рука об руку с представителями смежных наук (культурологами, историками, филологами), уяснили себе еще раз старую истину: философия (философская мысль и философское знание) прирастает «иными науками». В порядке иллюстрации к сказанному приведем примеры. Так, наш коллега профессор Х.Г. Тхагапсоев предложил на фоне смежных обобщений широкую трактовку идентичности (не только как выражение «самости», «инаковости» или «Мы – отношения») «как меры бытия» и сформулировал следующую авторскую типологию форм идентичности:   

  • социальная (социетальная, политическая,  культурная, профессиональная, религиозная, сетевая, клубная, корпоративная, идентичность малых групп);
  • социоприродная (геополитическая, цивилизационная, гендерная, возрастная,  квир-идентичность);
  • природная (идентичность рода, вида, экосистемы, популяции, минерала,  космологического объекта);
  • ментальная (логико-математические конструкции и модели, мода, парадигмы науки и  художественного творчества, жанровые парадигмы, брэнд и др.);
  • артефактная (идентичность техники, предметов культуры, объектов социальной инфраструктуры) [1, 2].

Тхагапсоев Х.Г. и докторант филологии М. Кремшокалова на основе опять-таки обобщения ряда исследований выдвинули тезис:  «русский язык в современных российских социолингвистических условиях действует в режиме некоего автоматизма, сближая ментальные миры российских этносов на основе множества лингвокультурных процессов», пока изученных явно недостаточно [3, 4]. Профессор Ю.Г. Волков (ЮФУ – приглашенный участник проекта) и профессор Р.Х. Кочесоков сформулировали идею о необходимости создать методологию постсоветской реинтеграции России, которая могла бы стать основой политической практики в стране и обеспечения ее системности [5].

Возможно, нашими проектами методологический этноцентризм еще не повержен; и к методологическим глубинам философии по-прежнему будут апеллировать лишь те, кто работает в своей «предметной науке» на ее переднем фронте. Но с уверенностью можно сказать, что  горизонты мысли у нас, у всех участников проекта, несомненно,  расширились. В частности, стало понятно, что междисциплинарные исследования в сфере российской региональной гуманитаристики нуждаются не только в «философско-методологическом кураторстве», но и в адекватных организационных формах, в первую очередь, – в межвузовской кооперации. 

В заключение отметим, что идеи означенных проектов принадлежат профессору Тхагапсоеву Х.Г.    

Литература

  1. Тхагапсоев Х.Г. Идентичность как философская категория и мера социального бытия // Философские науки. 2011. №1 (специальный выпуск), с. 10-26.
  2. Тхагапсоев Х.Г. В поисках новой методологической парадигмы политической науки: принцип идентичности // Полис (Политические исследования). 2013. №4, с. 173-181.
  3. Кремшокалова М.Ч., Балова И.М. Паремии как форма синтеза смысловых миров русской и кавказских культур // Философские науки. 2011. №1 (специальный выпуск), с. 108-125.
  4. Тхагапсоев Х.Г. К проблемам и перспективам развития российской культурологи // Вопросы культурологии. 2012. №8, с. 6-13.
  5. Волков Ю.Г., Кочесоков Р.Х. Постсоветская реинтеграция России как методологическая проблема // Научная мысль Кавказа. 2013. №4, с. 8-13.
Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба