Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2014

Кротов А.А.
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ФИЛОСОФСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(заседание президиума Учебно-методического совета
по философии и религиоведению)

7 февраля 2014 г. на философском факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова под председательством чл.-корр. РАН В.В. Миронова состоялось очередное заседание президиума Учебно-методического совета по философии и религиоведению УМО по классическому университетскому образованию.

На заседании был заслушан доклад профессора В.С. Меськова, заведующего кафедрой философии образования Московского института открытого образования, посвященный перспективам модернизации образования в России. Констатируя современное положение дел, Валерий Сергеевич обратил внимание собравшихся на весьма показательную в этом плане тематику докладов в рамках секции «Философия образования» VI Российского философского конгресса, прошедшего в Нижнем Новгороде: преподавание философии в вузе, преподавание дисциплин социально-гуманитарного цикла, политика вокруг реформы образования, социология образования, университетское образование, содержание курсов философии в вузе, образование и государство, методология образования, модели образования, отношения философии и общества, образовательные парадигмы, история философии образования, фигура преподавателя, образование: национальные и религиозные проблемы, психология образования, философия образования и теория педагогики, университетский преподаватель. Характерно, что на XXIII Всемирном философском конгрессе тематика секции философии образования была во многом сходной: попытки «идентификации» философии образования: объект, предмет, принципы, методы; философские проблемы образования; образовательные парадигмы, модели и методологии; место и роль образования в современном мире; образовательные институты и их совершенствование; образование как предмет философской мысли: Сократ, Платон, Кант, Гегель, Локк, Х. Арендт, Эмерсон; пайдейя и проблемы воспитания человека: как научить добродетели и мудрости; образование для информационных обществ, основанных на знаниях; проблемы философии, экстраполированные в образование. Валерий Сергеевич прокомментировал также Меморандум секции философии образования VI Российского философского конгресса, согласно которому философскому сообществу рекомендуется поддержать: «введение в Российской Федерации нового направления подготовки и специальности по истории и философии образования; дополнение списка ВАКовских специальностей по философским наукам специальностью – «Философия образования»; введение в стандарт ВПО в качестве обязательной дисциплины в педагогических и гуманитарных вузах, университетах по специальностям с присвоением квалификации «преподаватель» учебной дисциплины «Философия образования»; введение для аспирантов и соискателей по педагогическим специальностям в качестве обязательной, в т.ч. для подготовки к кандидатскому экзамену, дисциплины «Философия образования»; введение дисциплины «Философия образования» для всех факультетов переподготовки и повышения квалификации по педагогическим специальностям; создание открытой и общедоступной базы знаний (теорий, методологий и методик) в области философии образования; создание совместно с заинтересованными региональными органами управления образованием сети инновационных площадок по истории и философии образования; создание общероссийских и международных программ и проектов в области философии образования, в том числе под эгидой ЮНЕСКО».  Характеризуя цели кафедры философии образования, созданной в структуре Московского института открытого образования в 2010 г., В.С. Меськов подчеркнул, что названная кафедра «считает своими со-основателями Яна Амоса Коменского, Жана Пиаже и Сергея Гессена — людей, каждый из которых фактически определил основные направления развития образования по крайней мере на столетия, опираясь на собственные философские и методологические концепции». При этом докладчик отметил, что «современному образованию необходимо, не отказываясь от наследства, оставленного великими предшественниками, создавать и осваивать новые парадигмы, адекватные информационным обществам, основанным на знаниях». Среди главных научных результатов кафедры были названы следующие: «создание меж- и трансдисциплинарных моделей философии образования; разработка постнеклассической модели образовательных процессов и когнитивно-компетентностной парадигмы образования – обучение на уровне знаний, смыслов и идей; построение схемы рационального базиса инновационных практик в образовании в виде «Дорожной карты» как пути движения от простейшей парадигмы научения методом проб и ошибок до высшей точки – освоения логоса культуры». В докладе были кратко охарактеризованы современные подходы к управлению образованием. По итогам обсуждения доклада президиум Учебно-методического совета принял решение поддержать идею дополнения списка ВАКовских специальностей по философским наукам специальностью «Философия образования».

В докладе профессора В.В. Васильева, назначенного в январе 2014 г. председателем экспертного совета ВАК по философии, социологии и культурологии были затронуты темы, связанные с порядком функционирования диссертационных советов. Вадим Валерьевич ответил на вопросы, касавшиеся перечня действующих советов: он составлялся на основе предложенной Министерством системы критериев, среди которых на первый план выдвигались общие рейтинги вузов по научным публикациям и публикационная активность отдельных членов диссертационных советов. На сегодняшний день в России действует пятьдесят два диссертационных совета по философским наукам. В.В. Васильев сообщил также о готовящихся изменениях в списке ВАКовских изданий: он будет дополняться, по-видимому, каждый год, причем журналы будут включаться в него «в заявительном порядке» в случае, если они будут удовлетворять всем установленным критериям.

В докладе директора Департамента «Философский факультет» Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина А.В. Перцева в историческом и проблемно-теоретическом ключе были затронуты вопросы преподавания философии в уральском регионе. Александр Владимирович отметил, что философский факультет Уральского государственного университета был основан в 1965 г., а первым его деканом стал М.Н. Руткевич. До 1991 г. набор на отделение философии составлял 100 человек на дневное отделение, 25 человек на заочное отделение, всего ежегодно на факультете проходили обучение 650 бюджетных студентов. В последние двадцать лет произошло существенное сокращение бюджетных мест. В  2012/2013 учебном году в бакалавриате обучались  210 человек (причем только 69 – за счет субсидии Федерального бюджета, 141 – по договору), в магистратуре – 39 человек (28 – бюджет, 11 – по договору), в специалитете – 10 человек (6 – бюджет, 4 – по договору). Члены президиума отмечали значительность достижений уральских коллег в плане разработки новых философских программ. За последнее десятилетие на философском факультете УрФУ были разработаны и активно реализуются следующие философские специализации (профили), носящие инновационный характер: «Социолингвистика», «Философская антропология», «Философия права», «Социальное управление», «Эстетика: арт-бизнес». А.В. Перцев подробно проинформировал собравшихся о структурных изменениях, происходящих в федеральном университете.

Первый вице-президент Российского философского общества профессор А.Н. Чумаков выступил с кратким сообщением о подготовке очередного российского философского конгресса и обратил внимание собравшихся на ближайшее заседание президиума РФО, которое будет посвящено этому вопросу и состоится в мае в Ярославле.

На заседании были затронуты вопросы, связанные с проведением конференций Ассоциации философских факультетов и отделений классических университетов РФ (АФФО). Важнейшие из конференций АФФО состоятся в текущем году в Краснодаре (19-22 июня), Воронеже (25 сентября), Омске (15-17 октября, Сибирский философский семинар). Необходимая информация имеется на вузовских сайтах и на сайте АФФО. 

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба