Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2014
В «Вестнике РФО» № 4(68) была опубликована дискуссия о существовании доказательств бытия Бога и приглашение высказаться по этому вопросу. Я предлагаю продолжить разговор, но несколько под другим углом зрения: поговорить не о пророчествах, а о том, как в окружающем нас мире, в природе проявляется творческое Божественное начало. А основой для этого разговора послужили некоторые высказывания Владимира Соловьева из его работы «Смысл любви» о «вечной Женственности» – отсюда и название моей заметки.
══════
Философская категория «вечной Женственности» устарела?
В своей работе «Смысл любви» Вл. Соловьев пишет: «Для Бога Его другое (т.е. вселенная) имеет от века образ совершенной Женственности, но Он хочет, чтобы этот образ был не только для Него, но чтобы он реализовался и воплотился для каждого индивидуального существа, способного с ним соединиться. К такой же реализации и воплощению стремится и сама вечная Женственность, которая не есть только бездейственный образ в уме Божием, а живое духовное существо, обладающее всею полнотою сил и действий. Весь мировой и исторический процесс есть процесс ее реализации и воплощения в великом многообразии форм и степеней» [1, с. 534].
Эта реализация и воплощение во многом зависят от действий человека: «В устроении физического мира (космический процесс) божественная идея только снаружи облекла царство материи и смерти покровом природной красоты: через человечество, чрез действие его универсально-разумного сознания она должна войти в это царство изнутри, чтобы оживотворить природу и увековечить ее красоту. В этом смысле необходимо изменить отношение человека к природе. И с нею он должен установить то сизигическое единство, которым определяется его истинная жизнь в личной и общественной сферах» [1, с. 546].
Какое же значение имеет в достижении этого единства не только Божественная идея, но и, конкретно, природная красота? В работе «Красота в природе» Соловьев замечает: «...В неорганическом мире те предметы и явления, которые некрасивы, не становятся чрез это безобразными, а остаются просто безразличными в эстетическом отношении. Куча песку или булыжнику, обнаженная почва, бесформенные серые облака, изливающие мелкий дождь, – все это в природе хотя и лишено красоты, но не имеет в себе ничего положительно-отвратительного. Причина ясна: в явлениях этого порядка мировая жизнь находится на низших, элементарных ступенях, она малосодержательна... Красота в природе не есть выражение всякого содержания, а лишь содержания идеального, ...она есть воплощение идеи» [2, с. 359-360].
Не будем говорить о булыжнике – орудии пролетариата (а теперь – и «майдана») и о серых облаках, изливающих дождь (у природы нет плохой погоды!), остановимся здесь на одной детали – на том, что обнаженная почва эстетически малосодержательна, лишена красоты.
Если вы «обнажите» почву – снимете с нее дерн и выкопаете в земле яму глубиной метра два, то и в тундре, и в степи, и в полупустыне вы обнаружите три почвенных слоя, или, как говорят почвоведы, три генетически связанных горизонта. Каждый из них более или менее однороден по механическому, минералогическому и химическому составу, физическим свойствам, структуре, окраске. Верхний слой – гумусовый, он образуется в результате биохимического превращения растительных и животных остатков. Ниже его расположен переходный, подгумусовый слой, а под ним – слой почвообразующей горной породы. Отложив на вертикальной шкале толщину этих слоев (или глубину их залегания), мы получим почвенный профиль в том месте, где выкопана яма.
Исследователи из Института агрохимии и почвоведения РАН в Пущине выстроили в ряд характерные профили почв от Карского моря до пустыни Каракум и обнаружили поразительную закономерность: толщины всех трех слоев увеличиваются по мере продвижения с севера на юг, доходят до максимума в зоне выщелоченных черноземов, а затем уменьшаются до минимума в зоне полупустынь – и не как-нибудь, а в полном соответствии с рядом Фибоначчи (ряд этот состоит из чисел, каждое из которых равно сумме двух предыдущих). Мало того, и расстояния между характерными для каждой зоны профилями, и возрасты почв тоже подчиняются этому закону.
Ряд Фибоначчи – это числовая последовательность, в которой в неявном виде содержится золотая пропорция. Золотая пропорция, или золотое сечение – это деление отрезка на две неравные части, известное еще древним грекам. При таком делении отношение большей части к меньшей будет равняться отношению всего отрезка к большей части, т.е. точка деления будет заметно смещена от середины (доли получатся такие: 0,618 и 0,382). Такое смещение придает завершенность, законченность, полную гармонию многим произведениям искусства – скульптурам, воспевающим красоту идеально сложенного человеческого тела, композициям в картинах художников, архитектурным сооружениям...
И вот оказалось, что залегание почвенных слоев соответствует древнегреческим канонам красоты женской фигуры. Чтобы убедиться в этом, достаточно взять отношение толщины слоя гумуса к суммарной толщине всего почвенного слоя. Это число – примерно 0,42 – равно каноническому отношению ног женщины к ее росту (у мужчин с идеальной фигурой оно приблизительно равно 0,46). Чем ближе почвенный профиль к наиболее мощному плодородному чернозему, тем точнее соблюдается эта пропорция [3, с. 55-56]. Недаром у древних земля-кормилица всегда изображалась в облике женщины! Но мужчинам не нужно считать себя совершенно непричастными к плодородию земли. Расчеты архитектора И. Шмелева показывают, что пропорции идеальной женской фигуры через определенное числовое соотношение связаны с пропорциями мужской фигуры. И опять здесь работает золотое сечение!
«Женственность» структуры почв проявляется и в том, как они выглядят сверху при аэрофотосъемке. А раз так, то можно классифицировать почвы по признаку «женственности», т.е. плодородию, более точно. Значит – более правильно определить стоимость того или иного земельного участка, величину взимаемого налога, потребность в удобрениях, наиболее эффективные способы обработки. Вот оно, сизигическое, по Соловьеву, единство человека и природы, связывающее идеал человеческой красоты через природные закономерности с личной и общественной сферами!
Интересно отметить, что Вл. Соловьев в «Смысле любви», по сути дела, призывает вспомнить о первоначальной «андрогинности» человека: «…Истинный человек в полноте своей идеальной личности, очевидно, не может быть только мужчиной или только женщиной, а должен быть высшим единством обоих. Осуществить это единство, или создать истинного человека, как свободное единство мужского и женского начала, сохраняющих свою формальную обособленность, но преодолевших свою существенную рознь и распадение, – это и есть собственная ближайшая задача любви» [1, с. 513].
Эти строки написаны Соловьевым в конце 19-го века. А какое имеют значение слова философа о «ближайшей задаче любви» для современного человека? Например, если формальную обособленность – по Соловьеву – мужского и женского начала истолковывать, исходя из современных социокультурных изменений, касающихся взаимоотношения полов? Эти изменения и изумляют, а, порой, и даже удручают…
Говорить о необходимости равноправия женщин, об общественном значении феминизма – все равно, что ломиться в открытую дверь. Когда видишь по телевизору, как одна симпатичная девушка в боксерских перчатках изо всех сил старается ударить по лицу другую не менее симпатичную соперницу, а та стремится сделать то же самое – то спрашиваешь себя: неужели женский бокс – это и есть проявление равноправия полов? Но дело не только в этом. Проявление «вечной Женственности» в природе Соловьев относит к проявлению божественной идеи устроения физического мира. Исследования почвоведов показывают, что так оно и есть – разве это не является одним из доказательств бытия Бога? И разве не стоит нам вспомнить: помимо понятия о равноправии полов существует еще и религиозно-философская категория о которой писал Соловьев – вечная Женственность!
Литература