Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2014

Стрельцов А.С.
ФИЛОСОФИЯ: ДЕСЯТЬ ПУНКТОВ «ЗА»!

Традиция преподавания философии идет из Древней Греции. Это, прежде всего, Академия Платона и Ликей Аристотеля. Но еще раньше начали преподавать Пифагор, Протагор, Сократ. В дальнейшем традиция преподавания была подхвачена средневековыми университетами Италии, Франции  и Германии. Сначала философия составляла основу всего знания, «мать всех наук», но потом функции философии менялись, за ней закрепилась определенную роль в системе образования.

Сегодня философию преподают во всех, подчеркиваю, во всех университетах мира. Однако в РФ стараются идти впереди прогресса и отменить преподавание философии в вузах. Наша страна в последнее время живет всякими слухами и сообщениями о невероятных событиях. Но очень часто невероятные события оказываются не такими уж невероятными. Лучше упредить, чем потом переделывать. В дискуссии о нововведениях, которая проводится Министерством образования и науки, неоднократно говорилось о желании некоторых руководящих кругов отменить преподавание всех философских дисциплин. Теперь хотелось бы выдвинуть аргументы «за» и «против» преподавания философии. Начнем с «против».

 1. «Огромный массив информации, необходимый для приобретения компетенций специалиста, просто не оставляет сил и времени для усвоения минимума  фундаментальных философских знаний»[1]. Прибавим к этому - философские тексты читаются трудно. И, как правило, они большие по объему. «Философия на рынке образовательных услуг становится практически невостребованной»[2].

2. Трудность в понимании философии вызывает сложность и абстрактность философских систем. Не каждому дано стать философом.

3. Особо нужно отметить неоднородность, различные уровни и стили мышления, а также разные методы преподавания философии. Так сложилось, что на философии, порою, спекулируют люди нечестные и душевно больные, она стала благодатной почвой для таких людей. Разобраться и отличить философию от парафилософии не легко[3], но к этому нужно стремиться.

4. Очень низка философская культура чиновников и всякого рода «литературных крикунов», пытающихся претендовать на знатоков философии.

5. Занятия философией могут увлечь человека и увести его от реального мира. У греков слово «философ» имело значение «человек соблазнившийся своим умом». Известно, например, что русского философа К.Н. Леонтьева критиковали за холодный ум. Н.А. Бердяев писал: «поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит»[4].

А теперь пункты «За»:

1. Философия родилась как PAIDEIA – наука ума, воспитание ума, формирование культуры мышления. Это главное ее предназначение, нужное всем и всегда.   

2. Мышление формирует и формальная логика, но сухо, в отрыве от субъекта. Философия исходит из единства субъекта и объекта в мышлении и в жизни.

3. Философия исходит из критического, диалектического взгляда на мир. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда данного.

4. Философское мышление отвлекается от частностей. В то время, как другие формы мышления к ним неравнодушны.

5. Философия преодолевает снобизм естествознания и психологизм гуманитарного знания. Она способна стать над тем и другим и соединить науки не только полезные, но и изящные.

6. Философия выступает общей методологией научного познания. О влиянии философии на научную деятельность хорошо сказал великий русский ученый В.И. Вернадский: «Аппарат научного мышления груб и несовершенен: он улучшается главным образом путем философской  работы человеческого сознания, здесь философия могущественным образом в свою очередь содействует раскрытию, развитию и росту науки»[5].

7. Философия расширяет кругозор, включая в мировоззрение не только знания, но и веру.

8. Философия дает уверенность в прогрессивном развитии мира и человека. Со времен Сократа она выполняет важную роль формирования культуры человеческого мышления, развивая и защищая в нем человеческие качества. «В современном мире существует настоятельная потребность во взаимодействии естественнонаучного и гуманитарного знания для создания культурной целостности»[6].

9. Философия – это путь человека к гуманизму. 

10. Философия побеждает страх смерти, формируя культуру смерти. Поэтому никогда не поздно заниматься философией и в каждом возрасте она имеет свои прелести (из «Письма Эпикура к Менекею»).

В каждом учебнике «Философия», издаваемом сегодня, приводятся аргументы в защиту изучения этой дисциплины. Так, в учебнике С.А. Нижникова (М., 2012) выделяются следующие позиции: научная, гуманитарная и гражданская. С научной точки зрения, «ее не может заменить ни одна наука, ибо только она способна дать целостное представление о мироздании и человеке. Формируя целостное представление о мире, беря самое важное, принципиальное и ценное из всех наук, философия создает новое мировоззрение, ибо целое всегда больше, сложнее простой суммы частей и не сводится к ней»[7]. С гуманистической точки зрения, философия является необходимой для формирования моральной личности. Приобщаясь к моральным и духовным ценностям, личность гуманизируется, расширяется ее мировоззренческий горизонт. С гражданской точки зрения, полноценным гражданином может быть только человек, имеющий достаточный уровень самосознания, ответственно относящийся к самому себе, своему месту и роли в обществе, любящий это общество и заботящийся о нем.

 Философия сегодня переживает ситуацию перехода от старого содержания и формы преподавания к новому ее состоянию. Мы освободились от представления о философии на примере одной из систем (марксистской философии) и попали в ситуацию «выбора», сделать который не так-то легко. Даже в условиях жесткой непрофессиональной критики философии, даже при вопиющей дилетантской точке зрения на саму философию, распространенной в сознании некоторой части современной интеллигенции и чиновнической среды, процесс преподавания философии не остановить, как нельзя остановить мысль. Другое дело, каково его содержание? Вот в этом и видится большая проблема современного этапа «жития» философии. Поддержу мнение коллег о том, что всякого рода сомнения  в  полезности философии для общества связаны не только с отказом от старых норм преподавания философии, но и с теми взглядами, которые можно встретить среди самих преподавателей философии. Качество философских спекуляций необходимо повысить, и философия будет процветать в духовной жизни российского общества. Необходимо ввести в учебные планы всех специальностей историю русской философии. Российский интеллигент должен знать основы национальной философской мысли, на которой строится российский патриотизм.



[1] Лохов С.А. О прикладном значении одной абстрактной дисциплины // Философское образование. 2013. №2(28). С. 60.

[2] Там же.

[3] См. Солонин Ю.Н. Феноменология любительства в философии // Феномен самодеятельного философствования. СПбГУ, 2005.

[4] Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Бердяев Н.А. Дух и реальность. М., 2003. С.25.

[5] Вернадский В.И. О научном мировоззрении // Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2004. С. 230.

[6] Быданов В.Е. Актуальные вопросы преподавания философии в современном ВУЗе // Вестник РФО. 2013. №4. С. 76.

[7] Нижников С.А. Философия: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 3.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба