Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2014

Маслова А.В.
Гален: историческая судьба и задачи научных исследований

В Москве 20-21 ноября 2014 г. проходила международная научно-практическая конференция, организованная кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, посвященная научному наследию Галена, оценке его вклада в медицину и философию. С докладами выступили врачи, философы, переводчики и специалисты по античному наследию, историки науки из Великобритании, США, Нидерландов, Франции, Германии, России. Всех их объединяет профессиональный интерес к наследию Галена, а в тематике докладов конференции отразился многоаспектный характер идей Галена.

Открывал конференцию её организатор – зав.кафедрой, д.м.н., д.и.н., проф. Балалыкин Дмитрий Алексеевич. В докладе «Гален и галенизм» он подчеркнул значение трудов Галена, характеризуя их как систему теоретико-практического знания. Автор сделал акцент на позиции, которую отстаивал Гален, утверждая: «Чтобы знать о природе тела, о разновидностях болезней, а также разбираться в лекарствах, врач должен упражняться в логике. Чтобы быть сведущим в этих исследованиях, он должен презирать деньги и вести умеренный образ жизни, кроме того, он должен обладать всеми познаниями в области философии, логики, физике и этики». Продолжая эту линию в оценке наследия Галена, профессор Парижского университета Армель Дебрю отметил вклад Галена в развитие философии. Сам Гален считал себя врачом и философом, и на такую двойную компетенцию указывают тексты его недавно обнаруженных биографических трактатов «О собственных книгах», или « О порядке его собственных книг», отредактированных и представленных научному сообществу. Было отмечено, что поздний Гален отказался от борьбы с интеллектуальными противниками в пользу уточнения собственных знаний в медицине и философии (в сфере морали), исходя из личного опыта познания. Показано, что Галена интересует не столько оценка теоретических положений, отстаиваемых теми или иными научными школами, не дебаты, но познавательная деятельность. Его доминирующие методы познания: наблюдение, анализ, дифференциация, тщательная конкретизация и т.д. Эти методы он применяет и к сфере философского анализа. Напомню, что Гален жил с 129/131 – ок.210г., в эпоху, когда обучение наукам начиналось с философии. Медицинские навыки и методы изучения тела Гален переносил в сферу познания человеческой души. Центрами её являются мозг, сердце и печень. Эта идея привела к пониманию связи телесного и духовного в человеке. Гален предложил целую программу исследования человека, которая предполагает врачебную практику, деликатность анатомических процедур, понимание разумного замысла в строении тела, умение осуществлять хирургические вмешательства, учитывая особенности строения тела (анатомию) и психики («Об анатомических процедурах»). Такой подход Гален использует и в объяснении природы души, выделяя в ней рациональное как обусловленное желаниями, и вегетативное функционирование. «Рациональная душа» действует самостоятельно, как если бы ей была известна истина, а импульсы души к исполнению желаний – исходят из тела. Оба эти проявления одухотворяют, дают энергию человеку и ведут к храбрости.

Особое внимание докладчиков было уделено влиянию Галена на медицину в исламской традиции (Хормоз Эбрахимнижад, Великобритания) и  на арабскую культуру в целом (Гюль Рассел, США). Интерес арабистов к наследию Галена не случаен. Именно его работы придали смысл образовательной программе Александрийской школы. Будучи  последователями Гиппократа, исламские врачи учитывали важность препарирования в медицинском образовании. Поразительно, что исламскими врачами не было задокументировано ни одно вскрытие. Однако именно они наметили три подхода к медицине и анатомии, которые просуществовали до Нового времени: аристотелевский, галеновый, исламский. Более того, по мнению Гюль Рассел, через труды Галена исламская медицина приобщалась к греческой науке.

Ряд ученых рассматривает греческие науки как часть зороастрийского канона, опираясь на сасанидский религиозный текст «Денкарда», что свидетельствует о доисламском возникновении греческого влияния в Иране. Согласно Авесте, врачу позволено лечить зороастрийского пациента только при условии, что он трижды успешно лечил служителей Дэва (или неверующих). Если же пациент погибнет, то врач будет подвергнут мучениям или даже смертной казни. Аналогичная дискриминация наблюдалась и в исламском Иране. Навыки обращения с больными и все эксперименты отрабатывались на бедных пациентах, что не заменяло соблюдение клятвы Гиппократа, которая есть идеальная форма отношений  врача и пациента. Между тем, древние греки никогда не рассматривали бедных пациентов и простой народ в качестве объекта медицинских экспериментов в интересах совершенствования медицинского знания.

Много внимания было уделено конкретным текстам Галена, их интерпретации и оценке научного и философского значения. Так, В.Л. Васюков выступил с докладом «Логика Галена: наследие Аристотеля или научная инновация?», где были проанализированы работы Галена по гипотетической силлогистике и показано как идеи Галена получили развитие в современной неклассической логике. В конференции приняли участие члены РФО д.филос.н. Шульга Е.Н., аспирантка Маслова А.В., проф. Щеглов А.П.

На конференции прошла презентация книги: Гален. Сочинения. Т. 1/ общ.ред., сост., вступ. Ст. и комм. Д.А.Балалыкина; пер. с древнегр. А.П.Щеглова; науч.ред. А.П.Щеглова, Н.П.Шок.М.: Весть, 2014.656с.

 

Маслова А.В., аспирантка ГАУГН, член РФО (Москва)

 

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба