Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2014

Вертгейм Л.Б., Наливайко Н.В.
XIV конференция Международной сети философов образования

(Козенца, Италия)

 

20-23 августа 2014 года состоялась XIV Конференция Международной Сети Философов Образования в Италии (Козенцы), в университете Калабрии (UniversitadellaCalabria) – самом южном континентальном регионе Италии (“носок сапога” на карте). Тема конференции: «Старшее и новое поколения в XXI веке: изменяющиеся ландшафты образования». Россию на конференции представляли: Н.В. Наливайко, д.филос.н., проф., директор Института философии образования при НГПУ, тема выступления: «Образование XXI века как фактор развития демократии»; В.М. Кондратьев, к.филос.н., МГПУ, тема выступления: «О мотивации самопознания как задаче философии»; Л.Б. Вертгейм, к.физ.-мат.н., сотрудник Института философии образования при НГПУ, СНИ и НГУ, тема выступления: «Ответственность учителя и ученика».

Конференция была организована на базе университета Калабрии(основан в 1972-м году36 000 студентов, имеет обширный кампус).Все заседания, кроме одного, проходили в университетском здании AulaMagna («Главный зал заседаний»)

Главой местного организационного комитета конференции был проф. Джузеппе Спадафора, председатель Европейского Общества Дж. Дьюи. В своём вступительном слове он поставил проблему: «Может ли образование изменить современное глобальное общество посредством некоторой универсальной философии образования?»

В своём пленарном докладе его итальянский коллега Франко Камби рассмотрел проблемы философии образования в современном обществе, обозначив три главные из них как  проблемы технологии, пост-человеческого и нейро-науки. Обозначена угроза изменения природы человека в силу синтеза человека и технологии («пост-человек»).  В частности, рассмотрены парадигмы «нейро-науки», угроза редукционизма, отношения педагогики и нейро-науки. 

Участники конференции отмечали кризисные явления в (западном) образовании, связанные с общим кризисом западной культуры. Так, Васкод’Агнезе из Университета Неаполя отметил глубокий кризис проекта эпохи Просвещения, порождающий кризисы демократии и образования. Роберт Дэвис из Университета Глазго рассмотрел проблемы «пост-либерального» образования. Флорелль Д’Уэст из Университета Мадрида, ссылаясь на определение современного (западного) общества как «общества усталости», данное немецким культурологом Бьюнг-Чул Ханом (Byung-ChulHan, 2010), исследовала феномен усталости и изнеможения в отношениях студент – профессор.

Бельгийские исследователи Ян Масшелейн и Маартен Симонс выступили в защиту традиционной школы в условиях развивающегося онлайного образования, которое приводит многих к идее о том, что школа в традиционном смысле классов-уроков-расписания вскоре станет ненужной. Английская исследовательница ДжудитСюйсса (Институт Образования, Лондон) говорила о возвращении «воспитания личности» в британское образование – идея, которая долгое время отвергалась как связанная с различными формами религиозной и моральной «индоктринации» молодых людей. А Антонио Беллингрери из Универсиетта Палермо  рассуждал о возвращении традиционной фигуры отца в семью.

Из этих кратких аннотаций видно, что многие исследователи, наблюдая культурный и образовательный кризис эпохи постмодерна, в поисках выхода обращаются к более традиционным ценностям культуры. Именно этот лейтмотив проходил красной нитью и в выступлениях членов российской делегации. Так, в своем докладе «Образование XXI века как фактор развития демократии» проф. Наливайко Н.В. отметила, что «демократическое  образование» можно свести к следующим аспектам: подготовка подрастающего поколения к жизни в демократическом обществе (обучение и воспитание их демократии), с одной стороны. С другой, функционирование и развитие системы образования (и всех ее институтов) как демократически организованной сферы.

Первый аспект реализует задачи: целенаправленная передача знаний и умений, необходимых для полноценного гражданского действия в демократическом обществе; воспитание ценностей демократии; приобретение опыта демократической жизни. Другой аспект направлен на решение задач превращения образования в демократическую общественную сферу. Среди таких задач – обеспечение равных образовательных прав всех граждан; демократическое управление системой общественного (государственного) образования и ее отдельных институтов; воплощение демократических ценностей в организации процесса обучения и в жизни учебных учреждений; освобождение подрастающего поколения от излишнего влияния взрослых в процессе их развития (свободное образование) и др.

Сегодня назрела необходимость (и возможность) осуществить дальнейшую децентрализацию, демократизацию и гуманизацию управленческих отношений в образовании, перейти от государствен­но-общественного к общественно-государственному характеру управления. Нужно преодолеть статус образовательного учреждения как объекта чиновничьего манипулирования  и  повысить роль инициативы педагогических, родительских и учебных коллективов, что превратит образовательные учреждения в подлинно-демократические общественно-активные институты. Наличие демократии означает, что люди в соответствующем обществе, каждый в отдельности и все вместе, сумели реализовать свое право выбора, за который несут ответственность они сами, и который, в случае необходимости, они готовы пересмотреть и исправить.

В.М. Кондратьев в очень живой диалоговой форме представил доклад «О мотивации самопознания как задаче философии». Доклад исследовал теорию и практику развития мотивации к самопознанию как задачу изучения философии. Приводились яркие примеры постановки вопросов к слушателям из преподавательской практики докладчика (например, вопросы, заставляющие задуматься о том, насколько чётко мы отличаем идеальное и реальное в нашем мышлении и др.). Данная проблема рассматривалась и в контексте истории философии (Древняя Греция, Рим, Кант, Гегель, Маслоу).   

Л.Б. Вертгейм представил доклад «Ответственность учителя и ученика», в котором дал анализ пространственно-временных изменений ответственности в ходе исторического развития. В традиционном обществе существовало прочное здание ответственности человека перед его Творцом. Поэтому пространственные и временные масштабы ответственности были наибольшими. В период Нового времени данный фундамент ответственности человека был в значительной степени демонтирован, и вместо него в основание здания ответственности полагались общество, закон, человечество в целом и т.д. В период постмодерна, как отмечают сами западные мыслители, масштаб ответственности личности «схлопнулся» до самой лишь этой личности («ответственность теперь – это только лишь вопрос индивидуумов»). В результате зачастую индивидуум утрачивает даже ответственность за самого себя в масштабе сколь-нибудь значительного будущего времени (крайний пример – наркозависимые). Докладчик подверг критике концепции постмодерна, такие как «демонтаж мета-нарративов», «языковые игры»  и др., которые фактически уничтожают саму возможность ответственности, в частности, ответственности учителя за результаты педагогической деятельности (нет универсальной основы для предъявления претензий, да и у самого учителя отнимаются универсальные ориентиры). Докладчик, отметив невозможность возврата к ответственности в рамках традиционного общества (это возможно для отдельных людей или групп людей, но не для всего общества или всего человечества), предложил в качестве универсальной и приемлемой для людей всех культур основы здания ответственности положить ответственность людей и человечества за сохранение среды обитания, планеты Земля.

Надо отметить, что традиционные ценности по-прежнему занимают большое место в современной итальянской культуре. В тех районах Италии, которые посетили члены российской делегации (Калабрия и Рим), жива и здравствует основополагающая для Италии католическая религиозная традиция. В Италии помнят свои культурные истоки, заботятся о памятниках культуры. В этом мы могли убедиться в один из дней конференции, когда заседания происходили в замке Санто-Северина (около 2 часов езды на автобусе к востоку от Козенцы).

После окончания конференции, российские ученые провели два дня в Риме. Побывали в Соборе Святого Петра, Музеях Ватикана, в частности, Сикстинской капелле, присутствовали на открытой аудиенции папы Римского Франческо на площади Святого Петра. Отношение к нам, россиянам было очень тёплое, в том числе, и со стороны американскихучастников, да и всех западноевропейских коллег. Состоялась теплая беседа с женщиной-консулом США в Калабрии после церемонии открытия площади имени Дж. Дьюи в Козенце. Это еще раз утвердило нашу мысль в том, что все «раздраи» между людьми и народами включая «горячие», «холодные» и «санкционные» войны коренятся не в межличностных отношениях, но являются следствием неразумной «большой политики» как светского, так и религиозного толка по разрешению противоречий глобализирующего и агонизирующего мира.

Поездка на конференцию была весьма плодотворной и оставила незабываемые впечатления.  Работа врамках I.N.P.E будет продолжена!

 

Вертгейм Л.Б.,к.физ.-мат.н., сотрудник Института философии образования при НГПУ (Новосибирск). E-mail: levvertgeim@yandex.ru

Наливайко Н.В., д.ф.н., проф. директор Института философии образования при НГПУ (Новосибирск). E-mail: nnalivaiko@mail.ru

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба