Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2014

Мустафина Т.В.
Религиозный экстремизм в условиях глобализации

Осмысление глобальных проблем предполагает понимание взаимосвязи глобальности и уникальности происходящих ныне изменений. Мир в глобальном пространстве предполагает расширение и увеличение интенсивности культурных, экономических, политических, финансовых связей. В условиях глобализации стираются барьеры и границы. Явления и процессы, взаимоотношения между индивидом и природой, личностью и обществом в условиях глобального мира предполагают всеобщую обусловленность.

Из этого следует понимать, что сиюминутное преодоление или решение какой-либо одной проблемы в рамках одного конкретного общества, государства, континента не является полноценным, не может вести к беспроблемному существованию человечества, поскольку успешное решение любой глобальной проблемы способствует общему прогрессу человечества, в то же время служит питательной почвой для возникновения новых, более сложных проблем, требующих своего решения, что является закономерным процессом развития человечества.

Религиозный фактор в некоторых случаях оформленный в экстремистски настроенные течения в условиях современности по праву может считаться одной из глобальных проблем.

Во второй половине XX столетия религиозная традиция в мире нарушилась. Стали возникать сотни, а то и тысячи нетрадиционных культов. Их иногда называют нео-религиями, нео-культами, религиями нового века.

Большинство нео-религиозных течений являются результатом кризисных явлений в общественном сознании людей, экономических трудностей, региональных и глобальных проблем. В последние годы во многих странах, кроме традиционных религий, распространяются новые религиозные течения, которые не присущи духовной и культурной матрице этноса, на ментальном уровне не укоренены, но распространяются вследствие активной миссионерской деятельности, зачастую навязчивой и агрессивной [1].

До конца XX века на основе ислама почти не отмечалось зарождение и активное распространение новых течений. Нужно отметить, что ислам и в правду демонстрировал значительную устойчивость, что возможно связано с крайним монотеизмом и достаточно несложной религиозной практикой.Однако события 11 сентября 2001 года явно указали всему миру, что не стоит недооценивать современный исламский фактор.

В последнее время нередко религиозный экстремизм ассоциируется  именно и только с исламским радикализмом. Что из себя представляет сам  экстремизм? Каково его проявление в условиях глобализации?

Экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам. Религиозный экстремизм отрицает традиционные для общества ценности и устои, агрессивно пропагандирует неприятие чуждых ему самому убеждений. На протяжении истории человечества практически во всех конфессиях можно обнаружить религиозные представления, которые призывают к отрицанию традиционно сложившихся норм, стремление навязать всему обществу свои устои и уклады.

Целью религиозного экстремизма является признание одной единственной религии ведущей, и на пути этого подавление иных религиозных взглядов и принудительное требование принятия своей догмы. В отдельных случаях экстремистские группы ставят перед собой задачу создания отдельного государства, которое будет существовать и руководствоваться лишь только религиозными идеями данной конфессии. Религиозный экстремизм нередко основывается на идее фундаментализма, то есть пытается воссоздать основы своей религии в первозданной чистоте, «очистив» от пришлых идей и нововведений [1].

Почему вдруг исламский фактор сегодня является глобальной проблемой? Потому что в условиях глобализации радикальные настроения отдельных исламистских групп не имеют государственных, континентальных, этнических, расовых границ. Агрессивное навязывание своей модели устройства государства сопровождается военными столкновениями. В горячие точки, где путем насилия и беспредела идёт попытка установления государства по канонам шариата, выезжают сегодня группы граждан из разных стран, в том числе, с постсоветского пространства.

Причиной столь активного распространения данного явления служит непосредственно интернет-пространство. Путем интернет-вербовки в сознание людей вливаются идеи о неприятии современного уклада жизни, светскости государства, либеральных ценностей, после чего казалось бы современные, образованные люди, слепо следуя экстремистской идеологии, идут воевать за достижение политических целей отдельных идеологов или групп, тщательно замаскированных религиозной окраской. В данном случае речь идет о радикальных исламистских течениях.

В действительности же традиционное исламское понимание мира отличается от современного западного. В то время как мир обычно понимается как отсутствие войны или напряженности, в исламе мир есть гармония. Мир в исламе начинается с Бога. Бог есть мир, поскольку мир одно из «99-ти прекрасных имен Аллаха». Мир во всем мире исходит из источника мира и отражает высшие реальности.

В исламе четко выделяется предпочтение ненасилию перед насилием и прощению перед возмездием. Принцип единства отражен в кораническом стремлении регулировать обычные человеческие попытки отвечать  местью на конфликт и насилие. Прощение постоянно представляется в качестве наилучшего выбора человека при необходимости отреагировать на откровенную несправедливость. Ислам существует не для того, чтобы навязывать миру идеальные образцы, а для того, чтобы установить единобожие и способствовать гармонии и справедливости правильных отношений [2, с. 356].

Человечество по праву сегодня может называться повзрослевшим. В недалеком прошлом миру, разделенному на капиталистический и социалистический лагеря, грозило исчезновение, ощущалась всеобщая опасность. Вопрос «холодной войны» был решен, мир стал единым, глобальным, демократически направленным.

Но нарушить этот мир сегодня могут радикальные исламистские течения с идеей создания единого исламского государства. Ими так же пропагандируются идеи создания «точечного халифата» в отдельных регионах постсоветского пространства.

Ни одно государство, пусть на его территории не проходят в настоящее время военные конфликты на религиозной почве, не может сегодня проигнорировать такое явление, как религиозный экстремизм. Преодоление данного феномена должно иметь последовательный, глубинный характер. История показывает, что навязывание одной модели не приводит к положительным результатам.

Единство человечества в условиях глобализации не предполагает унификации, скорее, единство включает в себя мириады культурных и общественных различий. Человек сегодня не может быть ограниченным лишь своей культурой, географическим расположением и прочими субъективными измерениями. Из этого следует, что и преодоление и решение такой проблемы, как современный религиозный радикализм, должно происходить на глобальном уровне.

Литература

  1. Новая философская энциклопедия // [Электронный ресурс]. Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. 2-е изд., испр. и допол. М.: «Мысль», 2010.
  2. Энциклопедия «Глобалистика». Гл. ред.: И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. М.: Изд. «Радуга», 2003.

 

Мустафина Т.В.,магистр философии, ст. преподаватель Карагандинского государственного медицинского университета (Караганда, Казахстан)

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба