Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2014

Абрамов А.В.
Жизнь и учение «человека года»: к юбилею Феофана Затворника

Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров, 1815-1894) родился 10 января по старому стилю в священнической семье  в селе Чернавское Орловской губернии. Род семьи Говоровых восходит к началу XVII века. Его родоначальником  считается рязанец Осип Павлович Говоров, удостоенный дворянского звания за храброе сражение 1612 года с поляками и литовцами, запершимися в Московском Кремле[1]. Он окончил Ливенское духовное училище, затем Орловскую духовную семинарию и наконец, Киевскую духовную академию. После получения базового духовного образование святитель Феофан, принял монашеский постриг в 1841 году, а затем и священный сан, после чего  преподавал в разных духовных учебных заведениях, пройдя путь от начальника Киево-Софийского духовного училища до ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Он служил в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, позднее был назначен настоятелем посольской церкви в Константинополе. С 1859 года он был хиротонисан в епископа Тамбовского и Шацкого, а с 1863 переведен на Владимирскую кафедру, которую он возглавлял три года, до своего ухода в затвор, что послужило поводом для наименования ныне существующей Владимирской Свято-Феофановской Духовной семинарии в честь самого выдающегося ее архипастыря.

Цель его  затвора не ограничивалась личным духовным возрастанием, он сочетал молитву с общественным духовно-нравственным  служением людям посредством написания трудов по изъяснению Священного Писания и Отцов Церкви. Именно в затворе в Вышенском монастыре Тамбовской (в настоящее время Рязанской) епархии им была написана большая часть его произведений и писем. Все творения святителя Феофана   его биографы разделяют на три части: нравоучительные, истолковательные и переводные. К числу наиболее значительных нравоучительных произведений святителя относятся «Начертание христианского нравоучения» и «Путь ко спасению». «Начертание христианского нравоучения» представляют собой материал лекций прочитанных автором студентам Санкт-петербургской духовной академии по нравственному богословию», а затем переработанную и изданную отдельной книгой, название которой впоследствии было выбито на памятнике Феофану Затворнику над местом его погребения. Сам святитель считал, что главным его трудом является «Путь ко спасению», который содержит в себе основу всех его других  работ[2].

Именно эта работа стала объектом критики со стороны Н.А. Бердяева, который свое понимание духовности и творчества, противопоставлял русскому аскетизму. Он считал, что учение Феофана Затворника представляет собою своего рода  закостенелую форму монофизитства, основанную на посюсторонних ценностях, которым сопутствуют  страх и подчинение, где нет свободы[3]. На наш взгляд это связано с недопониманием Бердяевым самого традиционного восприятия феномена аскетизма в русской патристике, его общинного характера. В  его осмыслении он не учитывал, что за внешней, материальной формой, с которой имеет дело подвижник, стоит глубокое духовное содержание.

  К истолковательным (экзегетическим) его произведениям относятся толкования на все послания апостола Павла. К Четвероевангелию он написал не толкование, а  изложил последовательность событий в нем в хронологическом порядке, поскольку считал, что "на Евангелия не  толкование  надобно писать, а размышления, чтобы каждое слово и  каждое движение Господа было торжественным свидетельством Его  Божества"[4].

К числу самых значительных переводных трудов святителя Феофана относится Добротолюбие в пяти томах, на русском языке. Над ним он трудился в течение 15 лет, продолжая работу даже тогда, когда  ослеп на один глаз. В полном затворе святитель Феофан провел последние 22 года своей жизни. Но, даже не видя людей, он не был чужд любви к ближним отвечая на многочисленные вопросы, которые ему присылали со всех уголков страны. Не редко он получал от 20 до 40 писем в день, многим из своих корреспондентов святитель оказывал материальную помощь из своей пенсии, а кому-то посылал бесплатно свои книги. Впоследствии после  его преставления  были опубликованы  часть писем, которые удалось найти написанные в 8 выпусках, составившие 4 книги. Письменные труды епископ Феофан чередовал с другими видами занятий, писал иконы и занимался токарным мастерством, переплетом книг, изучал анатомию, интересовался астрономией, рассматривая звезды в лунные ночи через телескоп. Он считал, что через рассматриваемый видимый мир, человек лучше познает невидимый, прославляет Творца создавшего его, ставя в этом в пример своего любимого церковного писателя святителя Тихона Задонского написавшего на эту тему книгу «Сокровище духовное от мира собираемое». Здесь также можно отчасти сопоставить данный интерес святителя Феофана с интересом к астрономии и нравственности Канта, выразившимся впоследствии в афоризм, который гласит: «Лишь две вещи поражают меня: звездное небо надо мною и нравственный закон внутри меня». 

Феофан Затворник собрал одну из самых больших частных библиотек дореволюционной России, большая часть которой не сохранилась, лишь осталась в описях сделанных после его кончины. Так как интересы его были разносторонние, то и содержание книг было различным, кроме богословских книг и журналов, там были и книги по философии и атласы по анатомии, и многое другое. Из тех  книг и  черновых рукописей, что удалось сохранить, а также предметы из быта святителя, находятся  теперь в музеи на месте его  подвижнической жизни.

В 1988 году Русская Православная Церковь причислила святителя Феофана Затворника как подвижника веры и благочестия к лику святых, многое для этого было сделано архимандритом Георгием (Тертышниковым), посвятившего всю жизнь исследованию трудов святителя Феофана и собравшему материалы для его канонизации. На наш взгляд, можно согласиться с мнением данного исследователя, который отмечал, что в своем богословском учении Феофана Затворник преодолевает схоластический формализм свойственный богословию духовных школ и поэтому его труды носят жизненный характер[5].

Развивая эту мысль надо добавить, что именно поэтому они были и остаются востребованными как среди простого народа, для которого в основном писал святитель, так и для ищущей духовно-нравственного назидания интеллигенции. В 2015 году к 200-летнему юбилею Феофана Затворника планируется впервые издать полное собрание его сочинений, куда войдут архивные материалы ранее не опубликованных трудов и комментарии ко всем его текстам. В связи с юбилейной датой 2015 год объявлен в РПЦ годом Святителя Феофана Затворника.

 

Абрамов А.В.,аспирант Владимирского госуниверситета, членРФО (Владимир)



[1] См.: Кочетова Н.С. Святитель Феофан Затворник и Вышенская пустынь // Российский научный журнал. 2008. №6 (7). С. 38.

[2] См.: Феофан Затворник, свт. Собр. Писем: В 5 т. Т. 2. Укоренение в духовной жизни.  М., 2012. С. 32.

[3] См.: Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. С. 560-561.

[4]  Бобров А., прот. (сост.). Мудрые советы святителя Феофана из Вышенского Затвора: С прил. Симфонии по письмам святителя. М., 2008. С. 688.

[5] См.: Георгий (Тертышников), архим. Душепопечительная и литературная деятельность святителя Феофана (Говорова) в период затвора в Вышенской пустыни // Богословские труды. 1992. Сб. 31. С. 53.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба