Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2014

Чумаков А.Н.
Глобальный эволюционизм: истоки глобализации

Идеи эволюционного развития мировых процессов появились относительно недавно, хотя элементы такого подхода можно обнаружить еще у античных философов, в частности, у Гераклита, полагавшего, что «все течет, все изменяется» или у яркого представителя Милетской школы Анаксимандра, по мнению которого, живое, зародившись в воде, в процессе выпаривания Солнцем влаги, пребывает в постоянной эволюции, результатом которой, как он считал, стали, в конечном счете, не только рыбы и животные, но и человек. Однако то были лишь первые, по большей части умозрительные предположения и опиравшиеся на слабую эмпирическую базу интуитивные догадки о всеобщей взаимозависимости и взаимосвязи всех элементов и процессов реального мира. Сам же термин «эволюция» (производный от лат. evulutio – развертывание) впервые появляется только в XVII в. в работах английского богослова М. Хейла, когда набиравшее к тому времени силу естествознание и выросшая на его основе популярность идей детерминизма позволили ему заговорить о постепенном и непрерывном преобразовании человеческого организма в процессе его развития. И все-таки, современное значение термина «эволюция», понимаемого как процесс постепенного непрерывного количественного и сопутствующего ему качественного изменения чего- или кого-нибудь, складывается не сразу. Вначале, благодаря трудам Ж.Л. Бюффона, И. Канта, И.Г. Гердера, оно все больше становится составляющей естественнонаучного и гуманитарного знания, а затем, уже в XIX веке окончательно утверждается в качестве почти обязательного компонента большинства научных воззрений.

Так у Г. Гегеля эволюционно развивается «абсолютный дух», у Ч. Дарвина – биологическая эволюция приводит к возникновению новых видов фауны и флоры, Г. Спенсер развивает эволюционный подход применительно к этике, а К. Маркс использовал принципы эволюционного развития, сопровождающегося время от времени революционными потрясениями, для объяснения социально-экономических процессов и крупномасштабных исторических трансформаций. В итоге, к началу ХХ в. постепенно складывается общефилософское понятие – «эволюционизм», означающее такую мировоззренческую позицию, в соответствии с которой все природные и социальные объекты, структуры, процессы, явления претерпевают направленные и необратимые изменения, переходя от одного состояния к другому, изменяя при этом свои качественные и количественные характеристики. С тех пор идеи эволюционизма все шире распространяются уже не только на биологические и социо-культурные системы, но даже и на сферу познания, где возникло даже новое течение – «эволюционная эпистемология», основополагающий тезис которой состоит в том, что «люди, как и другие живые существа, являются продуктом живой природы, результатом эволюционных процессов, и в силу этого их когнитивные и ментальные способности и даже познание и знание… направляются в конечном итоге механизмами органической эволюции»[1].

К началу 80-х гг. ХХ века, когда резко обострившиеся глобальные проблемы приковали к себе значительный интерес многих ученых и специалистов, заметно активизировав при этом междисциплинарные исследования, эволюционные идеи, распространившиеся к тому времени и на систему отношений «природа и общество», обрели «второе дыхание». Обострение экологической ситуации, как справедливо заметил А.А. Крушанов, напомнило ту истину, что «человек и общество не могут рассматриваться совершенно автономно от природы, и поэтому адекватен лишь подход, органично вписывающий человека в фундаментальные структуры и процессы Вселенной, т.е. изначально предполагающий их совместное рассмотрение»[2]. На этой волне повышенного интереса к проблемам взаимодействия природы и общества появилась новая идея – «коэволюции» различных систем, которая стала рассматриваться в тесной связи с возвращенной к жизни концепцией «ноосферы», выдвинутой еще в 1930-е гг. В.И. Вернадским[3].

Одним из первых о коэволюции применительно к системе «природа-общество» заговорил известный математик и эколог Н.Н. Моисеев, определявший ее как такое совместное развитие элемента и системы, при котором развитие элемента не нарушает процесса развития системы[4].О том, насколько возможна коэволюция в сложных системах – предмет отдельного разговора; теперь же отметим, что стремлением к поиску общеэволюционных связей и закономерностей, которые  годились бы также для изучения и целенаправленного изменения социальной динамики, можно объяснить появление и активное развитие с середины ХХ в. кибернетики, системных исследований, моделирования, синергетики, системологии, и других дисциплин, которые в силу своей интердисциплинарной специфики убедительно показывают, что различные сферы бытия имеют значительно большее сходство, чем то представлялось раньше.

В этой связи в последние годы получили развитие также идеи глобального эволюционизма, сторонники которого исходят из того, что в ходе последовательного порождения и развития сначала неорганического мира, а затем на его основе органического и социального, имеет место целостный эволюционный процесс – глобальная эволюция. При этом сторонники такого подхода справедливо полагают, что в условиях, когда наша планета претерпевает серьезные изменения под воздействием планетарного социума, «уже недостаточно опираться лишь на традиционную философскую модель однонаправленной и линейной эволюции. Стоит задача научиться описывать единство системной организации структурных уровней бытия, чтобы сделать видимыми не только внешние аналогии между, скажем, организмом и обществом, но изучить предполагаемую фундаментальную однородность  космического эволюционного процесса во всей полноте»[5]. Задача эта неимоверно сложна уже в силу своей многоплановости и многоаспектности, но ее решение день ото дня становится тем более эффективным, чем дальше по пути совершенствования развивается наука и технические средства, обеспечивающие человеку не только способность видеть, слышать, осязать в немыслимых прежде пределах, но и производить в колоссальных объемах сложнейшие  вычисления.

Следует отметить, что разные авторы, занимающиеся проблемами эволюционизма на мегауровне, в зависимости от расставляемых ими акцентов, именуют свои подходы различными терминами: «Большая история», «Универсальный эволюционизм», «Космогенез», «Универсальная история», «Космический эволюционизм» и др.[6] При этом как-то мало придается значения тому, чтобы проводить принципиальное различие между содержанием указанных понятий. Однако здесь кроется не только опасность терминологической путаницы, но и смешение масштабов и уровней рассмотрения проблемы.

Нисколько не принижая значения воздействия космических факторов на жизнь нашей планеты, следует, тем не менее, подчеркнуть, что понятие «глобальный эволюционизм» не стоит трактовать слишком расширительно, так как уже в самом этом термине заключено соответствующее ограничение области его употребления – этимологически он связан с глобусом, т.е. с планетой Земля, что и предполагает использование его применительно только к этой, взятой в ее единстве и целостности системе[7]. Следовательно, говорить о космических процессах или проблемах развития Вселенной, используя термин «глобальный эволюционизм», попросту некорректно. Для этого вполне подходят другие понятия – «космогенез», «космический эволюционизм», «универсальный эволюционизм» и т.п., содержание которых вполне адекватно масштабу описываемых ими развивающихся объектов Вселенной. Поэтому здесь и далее мы будем использовать понятие «глобальный эволюционизм» применительно лишь к нашей планете и процессам эволюционного развития, которые имеют к ней непосредственное отношение и характеризуют ее как развивающуюся систему. Другими словами, и говоря по существу, глобальный эволюционизм – это и есть процесс развертывания глобализации, ее динамика развития от первых симптомов, проявившихся в эпоху Великих географических открытий, до современного всеохватного (в масштабах планеты) явления, которое с полным основанием следует именовать многоаспектной глобализацией[8].

Чумаков А.Н., д.ф.н., проф., зав. каф. философии Финуниверситета при Правительстве РФ, гл. редактор журнала «Век глобализации» (Москва)

[1] Меркулов И.П. Эволюционная эпистемология // Новая философская энциклопедия. – М., 2001. С. 408.

[2] Крушанов А.А. Глобальный эволюционизм // Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н.Чумаков; Центр научных и прикладных программ «Диалог». – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. С. 266.

[3] См.: Вернадский Владимир Иванович // Глобалистика. Персоналии, организации, труды. Энциклопедический справочник / Гл. ред.: И.В. Ильин, И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. – М.: «Альфа-М». 2012. С.46-47.

[4] См.: Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества // Экология и жизнь. 1997, январь – август.

[5] Крушанов А.А. Глобальный эволюционизм // Глобалистика. Энциклопедия. – М., 2003. С. 267.

[6] Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобальный Эволюционизм: Идеи, проблемы, гипотезы.- М.: МГУ, 2012; Универсальная и глобальная история (эволюция Вселенной, Земли, жизни и общества). Хрестоматия ежегодное издание / Под ред. Л.Е. Гринина, И.В. Ильина, А.В. Коротаева. – Волгоград: Учитель, 2012; Урсул А.Д. Феномен ноосферы: Глобальная эволюция и ноосферогенез. М.: ЛЕНАНД, 2015.

[7] На эту проблему обращает внимание и А.П. Назаретян, когда, обсуждая идею Универсальной (Большой) истории, подчеркивает, что использующийся для ее описания «термин «глобальный эволюционизм» лексически не совсем удачен, так как по своей этимологии предполагает планетарный, но не метагаллактический масштаб» (Вопросы философии, 2004, № 4, с. 70).

[8] См.: Глобалистика: Международный, междисциплинарный, энциклопедический словарь. / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н.Чумаков. – М.-СПб.-Нью-Йорк: Элима, Питер, 2006. С. 568-572; Global Studies Encyclopedic Dictionary. Edited by Alexander N. Chumakov, Ivan I. Mazour and William C. Gay. With a Foreword by Mikhail Gorbachev. Editions Rodopi B.V., Amsterdam/New York, NY 2014. XI, pp. 239-240.

№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011