Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №4, 2014
Сухов А.Д. Философия религии в марксизме и русском материализме
XIX в.М.: Институт философии РАН, 2014
В монографии А.Д. Сухова сопоставлены две концепции религии – марксистская и та, которая была создана русскими материалистами XIX столетия. Такого сопоставления никто до сих пор не производил, и это сделано автором впервые. Сравнительному анализу этих двух концепций предпослан раздел, повествующий о марксистской философии и философии русских революционно-демократических мыслителей, являющийся логическим введением к последующему изложению. Автор выявил, что у данной группы русских материалистов те же предшественники – Гегель и Фейербах, как у Маркса и Энгельса; русские материалисты так же, как и основоположники марксизма, усвоили диалектический метод Гегеля и переосмыслили его, не без влияния Фейербаха, в материалистическом духе; это дало им возможность, как и марксизму, трактовать общество и его историю материалистически.
Автор показал, что рассматриваемые им философии религии, являющиеся производными от общефилософских представлений, имеют содержание, затрагивающее одни и те же проблемы: причины религиозности, место, которое занимает религия в жизни общества, выполняемые ею функции, ее структурные компоненты, ее особенности – по отношению к иным проявлениям общественного сознания. Автор обращает внимание на то, что обе исследуемые им философии религии исходят из того, что объект их изучения является частью общества, следствием бытующих в нем отношений. Та и другая концепция, как справедливо отмечается в монографии, рассматривает религию как многомерное и многоликое образование, которое может, в зависимости от своих конкретных разновидностей, служить социальным регулятором, стабилизатором или, напротив, служить тем социальным силам, которые стремятся обновить общество.
Диалектика как метод, используемый в философии религии, позволил, и это хорошо показано в работе А.Д. Сухова, по-разному оценивать религию на различных этапах общественного развития и используемую не тождественными социальными силами.
В работе выявлено, что категориальный аппарат в русской материалистической философии XIX в., не разработан так существенно, как это сделано в марксистской, которой свойственны такие понятия, как корни религии, спекулятивная конструкция, основной вопрос познания и т.п. Но автор, на мой взгляд, правильно полагает, что по сути дела все эти понятия и явления имеются в виду, хотя и говорится о них другими словами.
Нельзя не согласиться с автором, что эти концепции, созданные – одна в Западной Европе, другая – в России, отличающиеся степенью постижения изучаемых явлений и системой понятий, используемых при этом, трактуют предмет исследования аналогичным образом. И это, несмотря на то, что они, хотя и создавались в одно и то же время, разрабатывались независимо одна от другой. Это подтверждает, по мнению автора, с чем и я согласен, истинность научной философии религии, существовавшей в двух вариантах, учитывавших особенности своих регионов.
В книге основательно проанализирован большой объем литературы – как марксистской, так и русской. Написана она доступным литературным языком. Представленная монография значительно пополняет наши знания о философии религии.
Гобозов И.А., д.ф.н., проф. (Москва)